Темы: Аман, Пурим, Мегилат Эстер, Мидраш, Реувен Пятигорский, Мордехай
До Пурима осталось совсем немного. Сейчас самое время вспомнить события, послужившие причиной веселому празднику. В конце статьи приведен отрывок из Мидраш Раба, — чтобы поразмышлять над ним.
Примерно за три с половиной века до принятой эры престол могучей Персидской империи, в которую входило более сотни стран, занял Ахашверош (по-гречески Артаксеркс), женившийся на Вашти, внучке бывшего властителя Вавилона — Невухаднецара (Навуходоносора), того самого, что разрушил Первый Иерусалимский Храм. О евреях того времени известно, что, разбросанные по всей империи, они отлично адаптировались в тогдашних условиях и скорее всего растворились бы в окружающих народах, если бы… не антисемиты. Что произошло? В результате дворцовых интриг царь развелся с царицей и объявил, что намерен найти новую жену. Волею случая его выбор пал на Эстер, родственницу Мордехая, главы еврейской общины. Свою национальность она от царя утаила, а тот был без ума от красоты и мудрости новой царицы. В те же дни Мордехай раскрыл антиправительственный заговор, за что его имя было занесено в государственные книги. После этих событий государь возвысил своего клеврета, амалекитянина Амана…
Вы еще не забыли про народ Амалека? Эсав, сын Ицхака, ненавидел своего родного брата Яакова. Убить его он завещал своим прямым потомкам. Народ Амалека, внука Эсава, первым напал на евреев, когда те вышли из Египта. Из этого народа и происходил злобный антисемит Аман.
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев. Царь согласился с планом Амана по «окончательному решению еврейского вопроса». Был выбран день, когда «гнев народа обрушится на головы предателей и космополитов». Узнав о смертельной опасности, нависшей над потомками Авраама, Ицхака и Яакова, Мордехай объявил общенациональный пост. На третий день поста Эстер внезапно предстала перед царем. Удивленный нарушением придворного этикета, царь спросил, чего она просит. В ответ царица пригласила его на пир — вместе с первым министром Аманом. Пир прошел, как говорится, в теплой дружеской обстановке. Последовало приглашение и на второй день пира. Радостным вернулся Аман домой. То был триумф его карьеры: пировать наедине с царской четой! Лишь одно продолжало смущать его душу — существование Мордехая. «Зачем ждать назначенного срока? — посоветовала жена. — Коль ты сидишь рядом с царем, то попроси особого разрешения повесить одного Мордехая, не дожидаясь дня-Х». Аман бросился к царю. А у того приключилась бессонница, и, чтобы скоротать время, он велел принести памятные книги, где и вычитал про забытый заговор. «Как наградили тогда Мордехая?» Оказалось, никак. А тут милый Аман сидит в приемной. «Позвать Амана!» И не успел тот войти, как на него обрушился вопрос: «Как поступить со спасителем короны?» Думая, что речь идет о нем, Аман предложил отметить героя особыми государственными мероприятиями. Как же он расстроился, когда оказалось, что отмечен будет Мордехай!
Мероприятия прошли тем же утром, а вечером, на втором пиру у царицы, Аман был окончательно повергнут. Злодея повесили, а «у евреев были свет, веселье и радость». Вместо еврейских погромов по империи прокатилась волна превентивных ударов. Спасшиеся антисемиты ушли в подполье…
* * *
А теперь Мидраш Раба. Оказывается, обратившийся к царю с просьбой дать разрешение на уничтожение евреев Аман неожиданно наткнулся если не на отказ, то на возражение. Ахашверош сказал: «Против евреев нельзя воевать. Посмотри, что сделалось с великими царями прошлого, поднявшими на них руку. Лучше евреев не трогать!»
Аман настаивал. Тогда Ахашверош призвал мудрецов из других народов. Те заявили: «Любой заговор против евреев будет разбит, а его зачинщики пострадают. Потому что на их стороне Творец мира». Ибо сказано (Йирмеяу 33): «Если бы не Мой союз (с евреями), не установил бы Я день с ночью и законы неба и земли» (т.е. не создал бы мир). На что Аман ответил: «Так было раньше. Но теперь, когда еврейский Храм стоит в развалинах, а они сами разбросаны по всему миру и нет народа, который бы их уважал, — теперь нечего бояться их Б-га. Он отвернулся от них». Этот ответ мудрецы сочли обоснованным и дали свое согласие на «акцию». Пошел радостный Аман посмотреть, чем занят Мордехай. А тот в это время разговаривал с детьми, идущими из хедера. «Что вы учили?» — спросил Мордехай. Один привел стих из Мишлей: «Не бойся внезапного ужаса и бедствия от грешников, которое наступает». Другой произнес стих из пророка Йешаяу: «Задумывайте зло (против евреев) — оно расстроится; изрекайте решение — ему не бывать. Ибо с нами Б-г!» Третий прочел оттуда же: «До (вашей) старости Я (с вами), до древности (вашего народа) буду терпеть; Я создал, Я носить буду и терпеть, Я спасу». Обрадовался Мордехай. А Аман почему-то опечалился.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.