Темы: Кашрут, Йеуда Брум
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСчитается ли рис и жареный картофель Бишуль нохрим? (например? в столовой школы или института).
С уважением, Илья
Дюссельдорф, Германия
Дорогой Илья!
Вопрос, можно ли есть рис или картофель в школьной столовой, состоит из двух:
1) Нет ли примеси запрещенного или его вкуса в рисе.
2) Если нет, то распространяется ли на данный случай запрет мудрецов есть то, что приготовлено неевреем.
1) Хотя сами рис и картофель являются кашерными продуктами, но если во время приготовления к ним были добавлены некашерные продукты, они становятся запрещенными. Более того, если их готовили в посуде, в которой до этого готовили некашерные продукты, то рис и т.д. получают вкус некашерных продуктов и становятся запрещенными. Наверняка в общественной столовой, где большинство (если не все) поваров и потребителей неевреи, не следят за разделением посуды и не держат отдельную кастрюлю для риса. Поэтому следует считать рис и картофель, приготовленные в столовой, некашерными.
2) Второй вопрос в данном случае не актуален. Но случай, когда достоверно известно, что в рис не добавляли ничего некашерного и готовили его в посуде, где никогда не готовят ничего некашерного, подробно рассматривается поским. Основной аргумент тех, кто разрешает, следующий: цель запрета есть бишулей нохрим (сваренное неевреем) – предотвратить сближение евреев и неевреев, а когда еда приготовлена неизвестно кем (на фабрике или в столовой), опасности такого сближения не существует. Автор респонсов Игрот Моше (часть Йорэ Дэа, гл. 48) пишет, что в этом случае нет четкого разрешения, но многие действуют в соответствии с менее строгим вариантом, и ввиду того, что это запрет мудрецов, а не запрет Торы, не стоит препятствовать тому, кто так поступает. Но по некоторым мнениям это запрещено в любом случае.
Если пищу готовили не на огне, а с помощью струи пара (это используется в пищевой промышленности), можно разрешить рис и др., даже если он приготовлен неевреем (при соблюдении п.1; Минхат Ицхак, ч. 3, гл. 26).
С уважением,
Йеуда Брум
Читайте: Путеводитель по кашруту
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Йегуда Брум
О каком Амалеке идёт речь?
Рав Йегуда Брум
Очевидно, что нет запрета носить нееврейское имя...
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Йегуда Брум
Бывают моменты, когда сопротивляться греху очень трудно…
Рав Моше Пантелят
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Йегуда Брум
На этот вопрос отвечают наши мудрецы…
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Путеводитель по кашруту»
Проблемы кашрута в современном мире. Фирменные знаки организаций, контролирующих кашрут
Рав Ашер Кушнир
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его