Темы: Аман, Ахашверош, Раскаяние, Пурим, Антисемитизм, Амалек, Лев Кацин, Советский Союз, КГБ, Россия
Почему Берия спас евреев? Этот вопрос возникает в связи с драматическими событиями «Дела врачей». Смерть Сталина, о которой стало известно в день праздника Пурим 1953 года, спасла евреев СССР от депортации. Многие историки считают, что Сталин был отравлен Берией. Захватив власть, Берия объявил, что «Дело врачей» было сфабриковано, и отменил депортацию евреев. Наивно полагать, что Берия, карательный аппарат которого расправился с Перецем Маркишем и Соломоном Михоэлсом, намеревался защищать евреев. Но почему он это сделал?
Проведем некоторые аналогии между Пуримом 1953 года и историей спасения евреев Персии, изложенной в книге Эстер. В этой связи зададим вопрос: почему Ахашверош спас евреев?
Несведущему читателю Ахашверош кажется царем, легко поддающимся влиянию. Но неужели Ахашверош был настолько наивен, что не знал, какой народ он приговорил к смерти? Аман говорил царю о том, что «есть один народ, рассеянный среди других народов и обособленный (от них); и законы у него иные, чем у всех народов… не угодно ли будет царю (дать) указание уничтожить их? А я отвешу… десять тысяч шекелей серебра для царской казны. И снял царь перстень свой с руки и отдал его Аману… врагу иудеев. И сказал царь Аману: серебро это отдано тебе, а также народ, чтобы ты поступил с ним, как тебе угодно» (Эстер 3:8—11).
Мудрецы Талмуда утверждают, что Ахашверош был не меньшим врагом евреев, чем Аман. Только если Аман требовал физически уничтожить евреев, то Ахашверош стремился уничтожить евреев духовно, превратив их в послушных рабов. Он хотел добиться полной ассимиляции евреев, потому и пригласил их на свой пир, где на посмешище выносились священные сосуды, захваченные разрушившим Храм Навуходоносором. Однако на этот раз Ахашверош согласился с Аманом и принял его план уничтожения евреев.
Сон царя
Вскоре после того как Эстер была взята во дворец, Мордехай сидел у царских ворот и услышал о том, что два стража замышляют убить Ахашвероша. Он предупредил о готовящемся покушении Эстер, которая рассказала об этом царю от имени Мордехая, а факт спасения царя был «вписан в книгу летописи» (Эстер 2:21—23).
То, что Эстер не присвоила себе заслугу спасения царя, а рассказала ему о заговоре от имени Мордехая, стало началом спасения евреев. Потому мудрецы сделали вывод: «Всякий, кто говорит что-то и упоминает имя того, кто это сказал, приносит избавление в мир» (Поучения отцов 6:6).
Все, действительно, стало переворачиваться «в ту ночь, когда не спалось царю» (Эстер 6:1). Ахашверошу приснился сон: над ним стоял Аман с обнаженным мечом, который хотел убить его и снять с его головы царскую корону, рассказывает Мидраш. Ахашверош в ужасе проснулся.
«Тогда повелел он принести книгу летописи и читали ее царю. И найдена была запись о том, как рассказал Мордехай о… двух стражах, которые замыслили наложить руку на царя Ахашвероша. И сказал царь: что было сделано для Мордехая в знак почета и уважения за это? И сказали слуги царя: ничего не было сделано для него».
Почему не отблагодарили Мордехая за спасение жизни царя? И почему Аман хочет убить Мордехая? Ахашвероша начали терзать сомнения. «Может быть, Аман и был тем человеком, который планировал покушение, потому он и хочет убить моего защитника Мордехая? — думал Ахашверош. — Зачем Аману понадобилась армия? Может быть, под предлогом уничтожения евреев Аман планирует захватить власть в стране, а дерево, на котором он собирается повесить Мордехая, он в действительности готовит для меня? Может быть, сон, который я видел ночью, был вещим сном?»
Ахашверош решил проверить свои сомнения и спросил слуг: «Кто во дворе? И слуги царя сказали ему: вот Аман стоит во дворе. И сказал царь: пусть войдет. И вошел Аман… Аман пришел на внешний двор дома царского, чтобы предложить царю повесить Мордехая на дереве, которое он приготовил для него…». Тогда царь решил задать Аману вопрос, чтобы узнать, не хочет ли он занять царский трон.
«И сказал ему царь: что сделать для человека, которому царь хочет оказать почет? И сказал Аман в сердце своем: кому, кроме меня, захочет царь оказать почет! И ответил Аман царю: … пусть принесут одеяние царское, которое надевал царь, и коня, на котором ездил царь, когда возлагали царскую корону на его голову. И пусть… оденут того человека, которому хочет царь оказать почет, и выведут его на коне на городскую площадь, и возглашают перед ним: вот что делают для того человека, которому царь желает оказать почет!»
Когда Ахашверош услышал, что Аман упомянул царскую корону, то вспомнил свой сон: «Это то, что я видел во сне: Аман хотел отобрать мою корону и убить меня!» (Мидраш).
«И сказал царь Аману: возьми скорее одеяние и коня и сделай так, как сказал ты, для Мордехая-иудея, сидящего у царских ворот!» (Эстер 6).
Вскоре Эстер пригласила царя и Амана к себе на пир, на котором она обратилась к Ахашверошу с просьбой о спасении евреев. Царь в гневе вышел из комнаты, а когда вернулся, то застал Амана, который припадал к ложу Эстер. Царь в гневе сказал Аману: «Неужели еще и царицу хочешь взять со мной?» (Эстер 7:8). Этим Ахашверош не только выразил свою ревность, но и обвинил Амана в заговоре убить царя и претендовать на престол, женившись на царице.
Теперь мы понимаем слова мудрецов: «Не потому, что они любят Мордехая, а потому, что ненавидят Амана!» Приказав повесить Амана, Ахашверош защищал не евреев, а самого себя от покушения Амана!
Власть топора
Когда Берия «разоблачил» «Дело врачей», он думал не о евреях, а спасал себя! У него были все основания для беспокойства. В газетных статьях о «врачах-отравителях» звучал вопрос: почему органы безопасности не предотвратили эти преступления? Глава служб безопасности Берия понимал, что «Делом врачей» Сталин готовил общественное мнение к расправе над ним. Объявляя «Дело врачей» фабрикацией, Берия думал о себе. 8 марта 1963 года Хрущев сказал, что Берия не только не скрывал своего торжества по поводу смерти Сталина, но и был заинтересован в его преждевременной смерти («Шпигель», 1963, 32). Выступая по московскому радио 19 июля 1964 года, Хрущев во всеуслышание заявил о насильственной смерти диктатора: «Напрасны потуги тех, которые хотят… взять под защиту все злоупотребления, которые совершил Сталин… В истории человечества было немало жестоких тиранов, но все они погибли от того же топора, которым поддерживали свою власть» (А. Астраханов «Тайны смерти Сталина»).
Победить Амалека
Снятие кольца оказало большее влияние на евреев, чем 48 пророков, — утверждают мудрецы. Когда Ахашверош снял кольцо и передал его в руки Амана, то евреи затрепетали. Безуспешно 48 пророков призывали евреев к раскаянию и объединению, но стоило смертельной опасности нависнуть над народом, как евреи объединились. Число 48 — на иврите «мем хет» — читается как разум. Слова пророков евреи воспринимали лишь разумом, зато опасность ощутили сердцем, что и привело их к раскаянию.
Однако у понятия «снятие кольца» есть и другое объяснение. Кольцо — табаат — однокоренное со словом тева — природа. Снять кольцо — значит перестать смотреть на все события жизни как на проявления природы, пишет ребе из Гур в книге «Сфат Эмет». Между наказанием и преступлением существует глубокая причинно-следственная связь. Зло вне нас является следствием зла внутри нас. Стоит человеку осознать это и раскаяться от любви, превратив зло внутри себя в добро, как и зло вне нас превратится в добро! Спасение всегда близко, оно скрывается в самой беде, ожидая раскаяния человека. Как сказано в псалме Давида: «Помощь в бедах найдем» (48:2).
В субботу перед Пуримом читают отрывок Торы, призывающий стереть память об Амалеке, потомком которого был Аман. Цифровое значение слова Амалек соответствует слову тева — природа. Амалек — это та сила внутри нас, которая хочет скрыть Всевышнего и доказать, что все — лишь случайные проявления природы. Когда мы забываем о Всевышнем, мы даем силы Амалеку, у которого есть память. Когда же мы помним о Всевышнем, то этим мы и стираем память Амалека. Если мы побеждаем Амалека внутри нас, то мы отнимаем силы у Амалека вне нас. В этом секрет падения Амана и названия праздника Пурим (дословно — жребий, случай), напоминающего нам, что все случайности закономерны.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.