Темы: Запреты, Суббота, Время, Заповеди, Женщина, Авдала, Благословения, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМой муж по работе стал иногда ездить в командировки, и бывает, что он не дома на Шаббат. У нас двое мальчиков 8 и 12 лет и девочка 15 лет. Как мы должны делать Авдалу (ритуал отделения субботы от будней), когда мужа нет дома? N.
Уважаемая N.,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Шульхан Арух[i] (296:8) приводит спор поским (специалистов по еврейскому Закону) о том, обязана ли женщина делать Авдалу. Согласно первому мнению, существует особая заповедь: помнить субботний день, как сказано (Шмот 20:8): «Помни день субботний, чтобы святить его». Заповедь «помнить» мы выполняем, делая Кидуш (освящение дня над бокалом вина) с наступлением субботы и Авдалу на ее исходе.
Хотя заповедь об Авдале связана со временем[ii], женщина обязана ее выполнять. Причина заключается в том, что женщина обязана «чтить», т.е. соблюдать субботу: не совершать работы, запрещённые в этот день.
Заповеди «помнить» и «чтить» субботний день даны вместе[iii], «в одном речении». Поэтому раз женщина обязана «чтить» субботний день, т.е. не нарушать запретов этого дня, она обязана и «помнить» субботний день, выполняя заповеди Кидуша и Авдалы.
Согласно второму мнению, Кидуш делать женщина обязана — как часть заповеди «помнить» субботний день. Но она не обязана делать Авдалу, поскольку этот ритуал совершают на исходе субботы. Т.е. это уже не субботняя заповедь, а обычная заповедь, связанная со временем, от которой женщины освобождены.
Рамо[iv] (298:8) пишет: поскольку по данному вопросу мнения поским разошлись, лучше, чтобы Авдалу сделал мужчина, а женщина выполнила эту заповедь «пассивно», слушая мужчину.
Поэтому когда Ваш муж в субботу в командировке, стоит постараться договориться с соседями, чтобы послушать Авдалу у них.
Если это невозможно, то можно полагаться на первое мнение, согласно которому женщина обязана делать Авдалу, и сделать Авдалу самой. И хотя обычно не принято, чтобы женщины пили вино или сок из бокала для Авдалы, в данном случае это будет разрешено: ведь для того чтобы выполнить заповедь, необходимо выпить как минимум мло логмав[v], а лучше рвиит (86 мл) вина или виноградного сока из бокала.
Еще один момент: если женщина делает Авдалу сама, то ей не нужно произносить благословение на огонь. Дело в том, что благословение на огонь не связано напрямую с заповедью «помнить» субботний день. Его произносят в это время в память о том, что огонь был дан первому человеку, Адаму, на исходе субботы.
Получается, что это заповедь, связанная со временем, от которой женщины освобождены. При желании женщина может произнести благословение на огонь после Авдалы (Шмират Шабат кэ-Илхата[vi] 61:24).
Давайте подытожим: когда муж в командировке, лучше послушать Авдалу у соседей. Если это невозможно, то делайте Авдалу сами — и нет проблем пить сок или вино из бокала. Благословение на огонь произносить не надо. А когда Вашему старшему сыну исполнится 13 лет, он будет считаться взрослым и сможет делать Авдалу для Вас.
С уважением, Яков Шуб
[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона, охватывающий все важные галахические аспекты повседневной еврейской жизни. Составлен раби Йосефом бар-Эфраим Каро (Мехабер, Маран, 5248-5335 / 1488-1575; Испания, Португалия, Турция, Болгария, Эрец-Исраэль).
[ii] Женщины освобождены от заповедей, выполнение которых связано с конкретным временем.
[iii] В книге Шмот сказано: «Помни день субботний», а в книге Дварим — «Соблюдай день субботний» (Дварим 5:11). На самом деле оба эти предписания с горы Синай прозвучали одновременно, как одно. Человеческое ухо неспособно это воспринять, поэтому стих Торы — «И говорил Б-г слова сии…» (Шмот 20:1) — объясняется в Тэилим (Псалмах) так: «Однажды говорил Б-г — дважды это слышал я…» (62:12).
[iv] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (ок. 5290-5332 / ок. 1530-1572) — один из величайших законоучителей; автор книги «Мапа» («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.
[v] Мера объема, соответствующая количеству воды, которое помещается за одной щекой.
[vi] Раби Йеошуа-Йешая Нойвирт (5682-5773 / 1922-2013, Берлин, Амстердам, Иерусалим) — выдающийся знаток еврейского Закона, автор основополагающего труда «Шмират Шабат ке-Ильхата», где подробнейшим образом изложены законы субботы с учетом условий современной жизни. Рав Нойвирт возглавлял ешивы «Пней Шмуэль» и «Хохмат-Шломо», а также на протяжении многих лет выносил галахические вердикты в иерусалимской больнице «Шаарей Цедек», досконально разбираясь в проблематике различных заболеваний и их лечении.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Журнал «Мир Торы»
В первой главе Торы говорится, что Вс-вышний сотворил человека, и это творение было и мужчина, и женщина. Одно тело, которое имеет два лица.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Моше Шапиро
Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».