Темы: Йецер а-ра, Награда, Деньги, Время, Заповеди, Будущий мир, Изучение Торы, Заработок, Парнаса, Работа
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом дорогой Ребе, у меня такой вопрос. Сколько времени в сутки, согласно Торе, надо учиться, работать и отдыхать, есть ли какое-то стандартное распределение времени? Николай
Здравствуйте, Николай!
Спасибо, что обратились к нам.
Уже из самой постановки вопроса видно: изучение Торы отличается от остальных заповедей. Почему-то никто не ломает голову над тем, сколько дней нужно жить в шалаше на праздник Суккот, например, или как часто читать «Шма Исраэль».
А вот о заповеди изучения Торы вопрос «сколько?» задает себе практически каждый еврей. Причем не только начинающие, но и ученики со стажем, раввины и опытные талмудисты. Постараемся в какой-то мере разобраться, почему это так. Ну и, конечно, постараемся ответить на этот вопрос. Точнее, дать такие ориентиры, чтобы каждый мог ответить для себя. Поскольку однозначного ответа действительно нет.
Но прежде всего:
Что это за заповедь — «Изучение Торы»?
Рамбам[i] в «Сефер а-Мицвот»[ii] (мицва 11) пишет: «Предписано нам изучать Тору и обучать ей, и это то, что называется талмуд-Тора. И об этом сказано (Дварим 6:7): “И тверди их (слова Торы) детям твоим”».
И в книге «Мишне Тора»[iii] (Законы Изучения Торы 1:8) Рамбам постановляет (и так приводится в Шульхан Арухе[iv], Йорэ Дэа 246:1): «Каждый человек из народа Израиля обязан изучать Тору. И бедный, и богатый; и здоровый, и измученный болезнями; и юноша, и старик, которого уже покинули силы; даже нищий, побирающийся по домам и живущий на милостыню; и даже женатый человек с детьми — все обязаны установить себе время для изучения Торы днем и ночью, как сказано (Йеошуа 1:8): “размышляй о ней днем и ночью”».
Чтобы лучше понять суть этой заповеди, обратимся к упомянутому стиху в книге Йеошуа: «Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью, чтобы в точности исполнять всё написанное в ней, тогда удачлив будешь на пути твоем и преуспеешь».
Талмуд (Менахот 99 б), толкуя этот стих, приводит следующую историю: Бен-Дама, племянник раби Ишмаэля, спросил раби Ишмаэля: можно ли такому человеку, как я, изучившему всю Тору, учиться греческой мудрости? Раби Ишмаэль ответил: найди время, которое не является ни днем, ни ночью, — тогда можешь учить. Ведь сказано: «Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью…»
Таким образом, даже тому, кто уже знает всю Тору, раби Ишмаэль не разрешает прекратить учебу не на секунду. Тем более нам, с нашими небольшими познаниями, конечно, следует приложить все усилия, чтобы не терять время зря.
А как же работа? О работе Рамбам пишет достаточно ясно (там же, 3:9): «…и пусть занимается профессией своей каждый день чуть-чуть, столько, сколько необходимо для жизни, если у него нечего есть. А остальное время дня и ночью пусть занимается Торой».
И Шульхан Арух (Орах Хаим 156:1) постановляет: «… в любом случае пусть будет заработок не главным делом человека, но второстепенным, а изучение Торы — основным». Поясняет «Мишна Брура»[v] (там же, 2 и в Шаар а-Циюн, 2): «Пусть зарабатывает лишь столько, сколько необходимо по его уровню[vi]».
Тора — сокровище
До сих пор мы говорили об обязанности изучения Торы. Действительно, обязанность существует и необходимо заботиться о ее выполнении так же, как о соблюдении любой другой заповеди. Но есть у этой мицвы и другая сторона: кто тот глупец, что не побежит учить Тору?! Ведь награда за выполнение этой заповеди невероятно, непредставимо велика.
Откуда мы это знаем? Из мишны в начале трактата Пеа. Мишна перечисляет заповеди, не имеющие количественного измерения, минимального размера: «Пеа[vii], бикурим[viii], рэайон[ix], гмилут хасадим[x]—и изучение Торы, которое равносильно им всем».
Поясним это. Есть заповеди, к которым предъявляются определенные количественные требования. Так, чтобы выполнить заповедь отделения десятины от урожая, нужно отделить именно десятую часть — есть размер, норма. И чтобы исполнить заповедь есть мацу в ночь Песаха, нужно съесть кусочек объемом не меньше «ке-зайт». А вот у заповеди «не сжинать край поля» размера нет, человек выполняет заповедь, даже оставив один колосок (это по Торе, но мудрецы постановили: не меньше шестидесятой части поля).
У заповеди изучения Торы нет минимального размера. Это значит, что каждое произнесенное (прочитанное, услышанное) слово Торы — уже самостоятельная заповедь. За каждое слово Всевышний дает награду. И не просто награду, а —равносильную награде за все остальные заповеди, вместе взятые.
И еще обратим внимание: у заповеди изучения Торы нет верхнего предела. Невозможно «переборщить». Т.е. сколько бы человек ни учил Тору, это не «преувеличение», а выполнение мицвы.
Выполнение большей части заповедей либо ограничено временем и местом, либо обусловлено определенной ситуацией. А Тора — доступна всегда, в любое время дня и ночи, практически в любом месте (за исключением нечистых мест). Получается, если человек хочет «заработать» максимум, это дело как раз для него: каждое слово — бриллиант, да еще и бери сколько хочешь, до бесконечности!
Сколько же времени посвятить Торе?
Вернемся к нашему вопросу: как правильно распределить свое время? Сколько часов посвятить Торе, а сколько — всему остальному: работе, семье, отдыху?
Постараемся разобраться с помощью следующего примера.
Представьте себе, что Вы обладаете редким талантом в определенной области и один час вашего труда стоит, предположим, 10 000$!
Некая компания готова заключить с вами контракт на следующих условиях:
Договор подписан, можно приступать. Ну что? Сколько времени Вы будете тратить на эту работу? 20 часов в сутки (через 5 лет доход:20*365*5*10000$=365 млн. $!!)? Не получится, так можно свалиться через пару дней.
А если 12 часов в день, шесть дней в неделю (через 5 лет 12*365*6/7*5*10000$=187.7 млн. $)? Это звучит реальнее, можно попробовать. Но, оказывается, не всё так просто… Работа хоть и интересная, но тяжелая, выматывает. Постепенно накапливается усталость. А главное: мотивация падает, ведь реальных денег Вы не видите. Начинают посещать мысли: «А оно мне надо?», «Хватит, и так уже прилично заработал», «А где, собственно, гарантия, что в конце мне заплатят, может, это все афера?» и т.п.
А у Вас еще и семья, дети, съемная квартира. Очень быстро выясняется, что ваших 6$ в час катастрофически не хватает. Приходится параллельно искать дополнительный заработок на стороне. Детям нужен отец, жене — муж в доме (просьбы потерпеть и обещания безмятежно-богатого будущего ее почему-то совсем не вдохновляют). Выясняется, что при таком раскладе протянуть эти 5 лет, реализуя талант 3-4 часа в день, да еще с выходными, — это большая удача.
Действительно, каждый час изучения Торы — это несметное богатство. Причем «заработать» можно только здесь, в нашем материальном мире. Правда, трудиться приходиться не 5 лет, а всю жизнь. «Большая зарплата» обязательно поступит — в Будущем Мире, а пока — стипендия авреха (семейного человека, посвятившего себя изучению Торы).
Минимальное время для учебы и днем, и ночью мы обязаны выделить. Если человек находится в тяжелых обстоятельствах, даже чтение молитвы «Шма Исраэль» утром и вечером засчитывается ему как выполнение заповеди талмуд-Тора (Рама[xi] 246:1). Но дальше — мы решаем для себя сами. Без твердого знания, что каждое слово Торы бесценно, сложно заставить себя серьезно учиться. Для учебы нужна вера.
И еще один момент. Есть люди, по природе своей склонные к изучению Талмуда. Они наслаждаются самим процессом учебы и достигают успеха, глубокого знания Торы (после того, как приложили большие усилия, чтобы раскрыть свой талант — ведь удовольствие от учебы и знания сами по себе не приходят). Всё это дает им сильную мотивацию продолжать учиться несмотря ни на что.
Но есть и такие, кто «не втянулся». Ни особого удовольствия, ни результата — знаний — у них не видно. Для таких людей посвятить учебе полчаса в день — это тоже неплохо.
Подведем итог: каждый должен решать этот вопрос для себя, отталкиваясь от своей жизненной ситуации и учитывая склонности своей души.
Важно помнить, что Всевышний не требует от нас невозможного. Даже если понятно, что великого мудреца из нас не получится, это не повод отчаяться и забросить учебу, ведь любое усилие в Торе чрезвычайно ценно и желанно Б-гу. Да и награда, как известно (Пиркей Авот 5:23), дается по усилиям, а не по результату.
Борьба за Тору
Каждый, кто пытался продвинуться в изучении Торы знает: нет ни одной другой заповеди, в исполнении которой Йецер а-Ра ставил бы столько препятствий. Как только наше дурное начало «видит», что мы собираемся открыть книгу, оно тут же находит десяток причин, по которой нам следует ее закрыть. Это просто удивительно, как каждый раз Йецер а-Ра умеет убедить нас: «Нет, вот сейчас ты действительно не в состоянии учиться!» По-видимому, он отлично понимает, что на самом деле ценно.
Наши учителя, мудрецы последних поколений, советуют каждому еврею установить постоянное, ежедневное время для учебы. Время, которое отведено только на изучение Торы. Без телефонных звонков, бесконечных сообщений и пустых бесед. Лучше меньше, но качественнее. Желательно, не в одиночку, а вместе с другими: хеврута (традиционное изучение Торы с напарником), урок раввина в синагоге.
Выйти из замкнутого круга, отключиться от всего мира и сосредоточиться на слове Всевышнего. И вот за это время необходимо вести войну. Отстаивать его у злого начала несмотря ни на что, не пропускать занятия.
В заключение приведем совет автора Шульхан Аруха (Йорэ Дэа, 246:1): «А тот, кто совсем не может учить Тору… пусть помогает (финансово) другим — тем, кто учится». Рама добавляет: «И засчитается ему так, как будто он учился сам».
Успехов нам всем в этом самом важном для еврея деле.
С уважением, Нохум Желязник
[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[ii] «Сефер а-Мицвот» («Книга Заповедей») написана Рамбамом и представляет собой полный перечень всех заповедей, приведенных в Письменной Торе.
[ii] «Сефер а-Мицвот» («Книга Заповедей») написана Рамбамом и представляет собой полный перечень всех заповедей, приведенных в Письменной Торе.
[iii] «Мишне Тора» («Повторение Торы» или «Повторение Закона») — всеобъемлющий кодекс еврейских законов и постановлений, предписанных еврею Торой и мудрецами. Составлен Рамбамом. Труд состоит из 14 разделов, которые охватывают практически весь спектр тем в еврейском законодательстве.
[iv] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.
[v] «Мишна Брура» («Ясный Закон») — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения. «Мишна Брура» представляет собой подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан-Аруха. Этот раздел посвящен повседневной еврейской жизни (молитвы, праздники, субботы и т.д.).
[vi] Неправильно, потратив всё время на изучение Торы, превратиться в бедняка. Если человек уже богат (вырос в богатой семье или разбогател в прошлом), он должен заботиться о своем имуществе и использовать его для исполнения заповедей и помощи другим. Но при этом основные усилия должны быть направлены на Тору, а не на приумножение капитала — Н.Ж.
[vii] Заповедь не сжинать край своего поля, оставить его для бедных — Н.Ж.
[viii] Заповедь принести в Храм и отдать коэну первые плоды урожая — Н.Ж.
[ix] Праздничное жертвоприношение в Храме — Н.Ж.
[x] Добрые дела, бескорыстная помощь другим — Н.Ж.
[xi] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 / ок. 1530-1572, Польша) — один из величайших еврейских раввинов и законоучителей; автор книги «Мапа» («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Моше Сытин
Когда начинается утро в Берлине?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Рав Моше Шапиро
Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его