Темы: Запреты, Предназначение, Коэн, Заповеди, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНедавно прошла коронация нового британского короля Карла III. Для моих друзей англичан это выдающееся событие, к которому они относятся с гордостью и трепетом. Но почему-то их совсем не заботит «подмоченная репутация» короля. А что иудаизм думает о том, кто может быть лидером общества? Давид
Уважаемый Давид,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Понятно, что в рамках этого сайта мы не будем обсуждать моральный облик британского короля. Но общий подход к вопросу можно обсудить.
Должны ли главы государств и другие политики действовать в соответствии с более высокими моральными стандартами, чем члены общества, которое они представляют? Является ли лицемерием со стороны граждан, ведущих аморальный образ жизни, ожидать большего от своих лидеров? Эти вопросы являются предметом острых дискуссий в современном обществе.
Многие утверждают, что лидеры государств и должностные лица как представители общества не обязательно должны быть морально выше своих избирателей. Эту позицию, вероятно, можно сформулировать так: общество получает таких лидеров, каких оно заслуживает…
Однако другие полагают, что лидеры должны демонстрировать лучшее, что может предложить их общество и, соответственно, должны стремиться служить примером для общества в целом.
Интересно, что этот вопрос затрагивается и в Торе. Так, например, в недельной главе Эмор приводится подробное перечисление запретов и привилегий, которые относятся исключительно к коаним — священникам, ведущим свой род от Аарона, на которых возлагалась храмовая служба.
Согласно одному из этих особых законов, например, коэну запрещается прикасаться к умершему, по сути, ему запрещено вступать в прямое соприкосновение со смертью. Существуют и другие ограничения, например, коэн не может жениться на разведенной женщине и т.д.
Рамбан[i] пишет (комментарий к Ваикра 26:6): эти законы указывают на особый статус святости коэнов. Коэны должны воздерживаться от того, что формально допустимо, но не соответствуют духу святости.
Мы видим, что коаним в этом плане имеют более высокий статус, чем другие евреи. Соответственно и их поведение должно быть на более высоком уровне. То, что допустимо для обычного еврея, для коэна может быть неприемлемым.
Коаним представляют еврейский народ во время службы в Храме и постоянно находятся в центре общественного внимания. Соответственно они должны соблюдать особые законы святости и демонстрировать определенный уровень, быть примером для других членов общества.
Это послание актуально не только для религиозных лидеров, оно может быть взято на вооружение и общественно-политическими деятелями. Если лидер прилагает усилия к тому, чтобы добиться безупречной репутации, это, безусловно, положительно повлияет не только на него самого, но и на общество, которое он представляет.
Более того, особый урок есть здесь и для нас, обычных людей. Ведь Тора называет весь еврейский народ ממלכת כהנים וגוי קדוש («царством священников и народом святым», см. Шмот 19:6). Получается, что и «царству священников» недостаточно и неприемлемо руководствоваться обычными морально-этическими стандартами, ему следуют делать больше. Как коэн, находящийся в центре внимания, должен стремиться быть примером для подражания, даже идеалом для остальной части общества, так и еврейский народ должен стремиться к идеалу, стараться быть положительным примером для народов мира.
Не секрет, что в последнее время многие сетуют на предвзятое отношение СМИ к еврейскому народу в целом и, в частности, к его религиозной части. Безусловно, всё это правда и за этим часто стоят политические или другие интересы, а зачастую банальный антисемитизм. Тем не менее для нас самих было бы более конструктивно — вместо того, чтобы жаловаться на предрассудки и чрезмерное внимание, — научиться выполнять свою священную миссию — демонстрировать идеалы Торы всему человечеству.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Еврейские священники
Рав Реувен Куклин
Запрет прелюбодеяния — один из наиболее серьёзных запретов в Торе
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Аарона, первосвященника и брата Моше Рабейну
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его