Темы: Сотворение мира, Тора и наука, Храм, Мишкан, Время, Связь с Творцом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые Раввины! Меня затронул вопрос о рациональности нашей Вселенной.
Зачем Б-г сделал такую большую вселенную для нас? Я прочитал в научных источниках, что звезд в видимой части вселенной больше в миллион раз, чем песчинок на планете Земля. А наблюдать с Земли мы можем около 100 000 звезд. Зачем нам нужно такое большое пространство с таким количеством звезд и галактик? Если всё это мы не используем? N.
Здравствуйте, N.!
Вы задаете хороший вопрос. Действительно, Вселенная такая громадная, с таким количеством звезд, а мы — такие маленькие в одной ее точке. И зачем все эти пространства и небесные тела, если мы их не используем и вообще не можем добраться до них, ибо расстояния тут — миллиарды световых лет?
Идеального ответа у меня на этот вопрос нет. Могу лишь предложить ту или иную идею.
Прежде всего, весь этот космос «мы не используем» — на данный момент. В будущем — кто знает? Ведь и воздушное пространство непосредственно над нашей землей, и ближнее пространство космоса на протяжении тысячелетий люди не использовали и понятия не имели, как это вообще возможно. А теперь вот очень даже используют. Так что тут мы просто можем не обладать всей полнотой информации о плане Б-га.
Далее, простая мысль: громадность Вселенной неизбежно свидетельствует о «громадности» Того, Кто ее создал. Б-г вообще не физическое существо, но понятно, о чём мы.
Более того, одно из слов, обозначающих в нашей Традиции Б-га — Маком, «Место». Ибо не Он находится в каком-то месте внутри этого мира, а, наоборот, весь этот мир находится «в Нем», Он — «место» этого мира. Поэтому невероятная масштабность и бесконечность этой Вселенной свидетельствует о невероятной масштабности и бесконечности Того, Кто ее вмещает. А также о Его мощи, ибо Он всё это и создал.
Хотя мы «и так знали», что Б-г велик, могуч и бесконечен, слова произносить легко. Совсем другое дело, когда видишь масштабность творения — это «иллюстрирует» и дает шанс хоть немного ощутить…
Вот и в Тэилим написано (19:2): «Небеса рассказывают о славе Б-га, и о деянии рук Его повествует свод».
Интересно, что только в последнее время — с технологическим прогрессом, получив инструменты для измерения небесных светил и расстояний между ними, мы стали всё больше и больше осознавать, насколько огромна и необъятна Вселенная.
Возможно, это не случайно: ведь именно этот технологический прогресс может вселить в человека и гордыню: вот, что он теперь может делать, какие огромные небоскребы и авианосцы строить и даже в космос корабли запускать, а заглядывать — еще дальше! Поэтому одновременно новые инструменты — и то же «заглядывание» — дают ему ощутить, насколько он мал в масштабах Вселенной и Того, Кто ее создал.
Об этом также сказано в Тэилим (8:4-5): «Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих, луну и звезды, которые устроил Ты, (Думаю): что (есть) человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем?» Это Давид сказал, еще не зная, как далеко можно будет заглянуть в эти Небеса и какие еще звезды обнаружить. Теперь же технологический прогресс придает его словам еще больший смысл.
Далее. Видел такое развитие идеи:
Да, Б-г велик. Его масштабы — даже не миллиарды световых лет, ибо это не пространство, в котором находится Он, а пространство, которое в Нем.
Но в то же время:
Он способен «вместиться» в пространство здания, которое построит для Него тот самый маленький человек. В пространство Храма или даже Мишкана (Скинии), когда помещает в них Свою Шхину (Б-жественное присутствие).
Что и отметил царь Шломо, построив Храм (Млахим I 8:27): «Но воистину, разве будет Б-г жить на земле? Ведь небо и небеса небес не могут вместить Тебя, тем менее этот дом, который я построил». И, тем не менее, Б-г в этот дом «вместился»!
Хорошо, но зачем Великому Б-гу «втискиваться» в такое маленькое пространство? Какой смысл?
А вот какой: дело не только и не столько в маленьком физическом пространстве, а в маленьком человеке, миром которого является это пространство. Ведь если таково величие Б-га, то — как справедливо сказал царь Давид — как же Он вспомнит человека и «свяжется» с ним? Ведь слон Моську естественным образом не замечает! Идет себе, и мало ли какая мелюзга там под ногами… Но Б-г человека замечает! Снисходит до его уровня и на этом уровне «выходит на связь» с ним.
Как сказал пророк Йешаяу (57:15): «Ибо так говорит Возвышенный и Превознесенный: …(в месте) высоком и священном обитаю Я, но (нахожусь) с тем, кто сокрушен и смирен духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушенных».
Вот в чем величие Б-га! Миллиарды световых лет — и их духовный эквивалент — это не только различие в уровнях между Ним и человеком. Это различие между уровнем, на котором находится Он, — и уровнем, на котором находится Он же! Между высшими мирами, в которых Он обитает, и миром маленького человека, бедняка и сироты, с которым Он общается и которого утешает. Это масштаб Его «нисхождения» в наш мир. В результате которого Он, вмещающий в Себя такие дали, в то же время так к нам близок.
Как сказано, это не единственный возможный вариант ответа на Ваш вопрос, но пока хоть такую идею можно предложить.
С уважением, Меир Мучник
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Замир Коэн
Рав Натан Агрес
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Раздел Ваякэль посвящен строительству Мишкана. Но описанию строительства предшествует разъяснение законов Шабата.
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Тора, наука и тетя Белла»
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?