Темы: Деньги, Цдака, Рамбам, Милосердие, Помощь, Работа, Спасение жизни
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые раввины. Имеет ли смысл и хорошо ли помогать какой-то семье в Африке, если действительно деньги идут на мешок риса? Есть ли в этом смысл для мира, для людей, и доброе ли это дело? Или только делает их страну и людей более ленивыми и зависимыми? Или, всё же, это польза? А.
Здравствуйте, А.!
Вы задаете интересный вопрос.
Только его, вроде бы, можно и расширить. Почему именно какой-то семье в Африке? В своей стране тоже могут быть бедные люди, о которых можно спросить: надо им помочь — или помощь только сделает их более ленивыми и зависимыми? Только в своей стране, если она не относится к «тем самым» африканским и т. п., вопрос автоматически ставится не о стране в целом, а о конкретных людях.
Или же — об их обществе. Ведь даже в богатых и развитых странах не только есть бедные, но и бывают определенные группы населения, где бедность в среднем выше. Так стоит ли им помогать — или это сделает их общество более ленивым и зависимым?
И здесь Вы правильно отвечаете, что, в принципе, лучшая помощь нуждающимся людям — помочь им стать самодостаточными. Дать возможность зарабатывать деньги. Так, чтобы больше им помощь уже не понадобилась.
Да и их человеческое достоинство так будет сохранено: ведь человек по своей натуре не любит получать милостыню, подачку, а предпочитает, чтобы благо было заслуженным, заработанным. (Хотя если он — член целого общества людей, получающих вспомоществования, тогда, возможно, унижение не столь велико — ведь в своем окружении он не хуже других).
Поэтому Рамбам[i], перечисляя разные уровни благотворительности (Законы о милостыне 10:8), пишет, что высший из них — не просто дать человеку деньги, а предоставить шанс их заработать. Дать ему работу. Или взять к себе в партнеры.
Разумеется, если есть такая возможность. Поэтому, например, когда один еврейский бизнесмен в Америке изъявил желание поддержать бедные семьи в Израиле, раввин сказал ему: лучше всего открыть там отделение его фирмы и дать людям возможность там работать. Вот и в каждом случае, когда есть какие-то проекты по развитию местной экономики и увеличению занятости, лучше поддержать эти проекты, чем просто раздавать пособия или еду.
Другое дело, что предоставление возможности зарабатывать — это более долгосрочное и фундаментальное решение проблемы. Если же человек находится в острой нужде прямо сейчас, то, пока его трудоустроят, он может уже умереть с голоду. Как рана, которая сильно кровоточит, — первым делом надо ее перевязать, а уж потом организовать долгосрочный курс лечения.
Причем перевязать рану и спасти от смерти сейчас надо в любом случае, вне зависимости от того, что там будет с долгосрочным лечением.
Вот и в экономическом плане так. Не всегда можно сразу обустроить жизнь человека, чтобы стал он самодостаточным, тем более — жизнь целых стран. А пока что надо побеспокоиться, чтобы все эти люди не умерли с голоду. И проявить то самое милосердие, которое у нас должно быть.
Другое дело, что в отношении благотворительности есть четкое правило, которое выводится из стиха Торы (Шмот 22:24): «Если деньгами ссужаешь народ Мой, бедного у тебя…» Это значит: если стоит вопрос, кому помогать деньгами, то в первую очередь — «народу Моему», собратьям-евреям. Затем, если возникает вопрос, какого именно еврея поддержать, то — «бедного». А если вопрос, какого именно бедного еврея, то — того, который «у тебя»: прежде всего, поддержать бедняков своего города. Мудрецы также добавляют: прежде всего — поддержать членов своей семьи.
Поэтому, хотя, конечно, и африканские семьи нуждаются в помощи, сначала всё-таки надо позаботиться о своей семье. А как именно заботиться? Как сказано: лучше всего предоставить возможность заработать деньги, а там — и все другие способы, которые перечисляет Рамбам.
Тора очень высоко ставит заповедь благотворительности, и, поскольку мир неидеален, всегда будут случаи, когда человеку надо помочь, и если не всегда удастся полностью его обустроить — так хотя бы спасти от смерти или краха здесь и сейчас.
Да поможет Б-г всем беднякам — и всем тем, кто помогает им!
С уважением, Меир Мучник
[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Ашер Кушнир
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его