Темы: Исправление, Ад, Награда и наказание, Свобода выбора, Грех, Время, Рай, Смерть, Жизнь, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДалила, предавшая Самсона, попала в ад? Или не будет ей наказания, потому что она исполняла приговор Всевышнего над Самсоном? Николай
Шалом, Николай!
У каждого человека есть свобода выбора — каждый волен самостоятельно решать, как поступить, «хорошо или плохо». И поскольку человек обладает свободой выбора, он полностью отвечает за свои поступки: поступив правильно, заслуживает награду, поступив неправильно — наказание.
Впрочем, иногда наказание выражается в том, что человека лишают свободы воли. Иными словами, он так много грешил, что уже не может преодолеть инерцию греха и сам своими поступками толкает себя в ад. И, всё же, нужно помнить, что врата раскаяния никогда не закрываются и, пока человек жив, есть надежда. Как сказал царь Шломо (Мишлей 11:7): «Со смертью человека нечестивого пропадает надежда...» Но пока злодей не умер — всё еще можно исправить.
Поэтому так важно не подталкивать человека к опрометчивым шагам. Сколько бы он ни грешил, всегда остается возможность для исправления, но если под тяжестью совершенных преступлений он захочет расстаться с жизнью — тут уже ничего не поделаешь. И о Делиле тоже можно сказать, что никто не заставлял ее поступать подло с Шимшоном. И если она решила так поступить, ей полагается наказание — согласно тяжести совершенного преступления.
Более того, если бы человек лишился свободы выбора, не было бы никакого смысла в его существовании в этом мире — мире, вся цель которого в том, чтобы, выбирая добро и отвергая зло, мы заработали себе награду в мире Грядущем. Поэтому, потеряв свободу воли, человек тут же покидает этот мир: или, уничтожив в себе дурное начало, как пророк Элияу (Илия), поднимается на небо, или умирает в своем злодействе, без надежды на исправление.
Талмуд (Хагига 15 б) рассказывает о мудреце по имени Элиша бен-Абуя, который, войдя в Пардес (сад сокровенных тайн Торы), не выдержал глубины духовного постижения и начал отрицать основы веры. После этого его стали называть «Ахер» — Иной. Рассказывают, что однажды он услышал голос, который возгласил: «Вернитесь, непослушные дети! Все, кроме Иного». Из этих слов он понял, что на Небесах не будет принято его раскаяние. И, всё же, ему нужно было проявить упорство и не оставлять попыток вернуться к Б-гу, тогда и его раскаяние было бы принято.
Вы можете спросить — ведь Б-г знает будущее, следовательно, Он изначально знает, как я решу поступить — правильно или неправильно. Получается, мой выбор предопределен? Это вечный вопрос, на который нет однозначного ответа. Основная причина в том, что мы не можем полностью постичь Всевышнего, следовательно, не можем понять, что означает «Б-г знает». Нужно только понимать, что это Его знание никак не мешает нашей свободе воли. Определим это так: поскольку Б-г всемогущ, Он может сделать так, чтобы Его знание не противоречило нашей свободе воли.
Приведу Вам такой пример. Я никак не могу знать, что Вы собираетесь сделать в ближайшее время, но как только Вы это сделаете, я тут же об этом узнаю — и это никак не помешает Вашему выбору. Для человека существует прошлое, настоящее и будущее, но Всевышний не ограничен временными рамками. Он сотворил время, и Он не подчиняется ему, находясь одновременно и во всех временах. Поэтому Б-г видит, что человек сделает в будущем, уже сейчас, но это никак не мешает выбору человека в настоящем.
Вы можете возразить: всё же, мы видим, что люди рождаются разными. Есть люди по природе своей более склонные к добру, есть более склонные к злу. Да, это так, люди рождаются с разным духовным потенциалом, и, всё же, никто не диктует человеку, как поступить. Поэтому даже человек с давно сформировавшимся плохим характером способен преодолеть себя и измениться к лучшему.
Конечно же, Вам известна история о праведнике Ийове (Иове), на долю которого выпали немыслимые страдания. Талмуд (Бава Батра 16а) рассказывает, что как-то в пылу спора он с горечью заметил:
— Владыка мира! Ты сотворил быка — его копыта раздвоены, сотворил осла — его копыта сросшиеся, сотворил рай, сотворил ад, сотворил праведников, сотворил злодеев!
Ответили ему друзья:
«И (этими словами) уничтожаешь ты страх (пред Б-гом )» (Ийов 15:4), оправдывая злодеев и принижая праведников. Да, Б-г сотворил дурное начало, но Он сотворил для него Тору в качестве приправы!
Итак, изучая Тору и исполняя ее заповеди, человек способен не только обуздать свое дурное начало, но и исправить его, сделав из горького сладким.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Рав Реувен Куклин
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Разъяснение слов Рамбана
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его