Темы: Кашрут, Песах, Суббота, Кашерование посуды, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, искал в книгах, но там не сказано. Как откашеровать стеклокерамическую и индукционную плиту? N.
Здравствуйте, N.!
Большое спасибо, что обратились к нам. Существуют два вида стеклокерамических плит: обычные и индукционные. Давайте рассмотрим, как можно подготовить к Песаху каждую из них.
Стеклокерамическая плита
Стеклокерамическая плита состоит из стеклокерамической пластины, под которой находятся нагревательные элементы. Во время нагревания нагревается также поверхность плиты.
Этот материал кошеруется так же, как стекло. Ришоним[i] спорят о том, впитывает стекло вкус пищи или нет. Шулхан Арух[ii] (Орах Хаим 451:26) приводит мнения ришоним, которые полагали: благодаря своей гладкости стекло вообще не впитывает вкус пищи и поэтому не нуждается в кошеровании. А Рамо[iii] приводит другое мнение ришоним: стекло подобно глине и вообще не поддается кошерованию, т.к. впитавшийся вкус не выходит полностью их посуды.
Поэтому сефардам достаточно просто протереть поверхность плиты и убедиться, что к ней не прилипли остатки пищи.
А для ашкеназов кошерование такой плиты представляет определенные трудности. С одной стороны, можно было бы сказать, что глина и стекло не поддаются даже более сильному виду кошерованию посредством нагревания огнем (либун), т. к. мы опасаемся, что при таком нагревании они потрескаются. Однако плита, о которой мы говорим, термоустойчива и не повреждается даже при длительном нагревании. Поэтому можно было бы предположить, что если включить ее и нагреть до максимальной температуры, это можно считать кошерованием (либун хамур).
Однако с таким видом кошерования есть несколько проблем:
— поверхность плиты нагревается неравномерно, есть части, которые нагреваются больше (там, где ставят кастрюли), и части, которые нагреваются меньше (между кастрюлями);
— вкус пищи, попавшей на плиту, впитывается в нее сверху, а нагревание для кошерования идет снизу. Шулхан Арух (451:2) говорит, что проблематично кошеровать глиняную посуду, если она впитала вкус пищи изнутри, а ее нагревают огнем снаружи.
Известный галахический авторитет рав Ицхак Рубин[iv] считает, что из-за этих проблем невозможно откошеровать стеклокерамическую плиту с помощью нагревания.
Поэтому перед Песахом необходимо тщательно очистить такую плиту от видимых остатков пищи и накрыть металлическим листом. Таким образом можно использовать плиту в Песах. Отметим: не рекомендуется накрывать такую плиту алюминиевой фольгой, т.к. из-за этого она может потрескаться.
Индукционная плита
Поверхность индукционной плиты — пластина, подобная той, которая используется в обычной стеклокерамической плите. Однако принцип работы этой плиты отличается от принципа работы обычной стеклокерамической. Нагревание индукционной плиты происходит в результате того, что создается электромагнитное поле между той частью плиты, на которую помещается кастрюля, и самой кастрюлей. Без кастрюли нагревание не происходит. Нагревание прекращается, когда кастрюлю снимают[v]. Таким образом, нагревается только та часть поверхности, которая соприкасается с кастрюлей, а остальная поверхность плиты не нагревается.
Получается, что такую плиту также невозможно откашеровать нагреванием. Кроме того, если мы поместим на нее металлический лист, это не поможет, потому что тогда плита просто не будет работать.
Поэтому перед Песахом необходимо тщательно очистить такую плиту от видимых остатков пищи и накрыть ее силиконовым покрытием (наподобие силиконовых форм для выпечки), и так можно пользоваться плитой в Песах. Силиконовое покрытие не препятствует работе плиты и решает проблему с кошерованием.
Использование стеклокерамических и индукционных плит в течение года (кроме Песаха) для варки мясных и молочных продуктов
Как было сказано, для ашкеназим существует проблема с кошерованим стекла. Возникает вопрос, как использовать стеклокерамические и индукционные плиты для варки мясных и молочных продуктов. Галахические авторитеты (см. При Мегадим, Мишбецот заав[vi], Орах Хаим 451 в конце) отмечают, что проблема со стеклом для ашкеназим существует только в Песах, во всё остальное время разрешено облегчить и полагаться на мнение ришоним, которые считают, что стекло не впитывает вкус пищи.
Поэтому разрешено пользоваться стеклокерамической и индукционной плитой, если варить на них молочную и мясную пищу по очереди, даже если пища попадает на плиту. Важно только следить, чтобы поверхность плиты была чистой перед тем, как туда ставят кастрюлю.
Однако не следует ставить на плиту одновременно две кастрюли — одну с мясной пищей, а другую с молочной, т. к. если часть пищи прольется на плиту, это может сделать и кастрюли, и их содержимое некошерными.
С уважением, Яков Шуб
[i]Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 века.
[ii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в 16 веке.
[iii] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 /ок. 1530-1572) — один из величайших еврейских раввинов и законоучителей; автор книги «Мапа» («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон (галаха) для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.
[iv] Рав Ицхак Рубин — раввин одной из общин иерусалимского района Ар-Ноф, автор многочисленных книг по Галахе (еврейскому Закону).
[v] Индукционной плитой будет запрещено пользоваться в субботу потому, что она прекращает работать, когда с нее снимают кастрюлю.
[vi] Раби Йосеф бар-Меир Теомим (При Мегадим; 5487-5552 / 1727-1792) — выдающийся законоучитель, автор галахического труда «При Мегадим», одного из основополагающих законодательных источников. «Мишбецот Заав» — часть этого труда.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Законы и обычаи месяца Ав
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Цав»
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Зеев Урман
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?