Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Четверо называются злодеями — поднимающий руку на товарища, даже если и не ударил его, берущий в долг и не возвращающий, наглый, который не уважает того, кто больше его, и тот. кто участвует в раздорах.»Мидраш

А почему мы не строим Третий Храм?

Темы: Запреты, Машиах, Деньги, Храм, Рамбам, Заповеди, Пророки, Раши, Тума, Храмовая гора, Комментарии

Отложить Отложено

Я не совсем понимаю, а почему мы не строим Третий Храм? Что нам мешает? Арабы? Нету денег? Я лично готов по возможности также дать на строительство Храма, только скажите — куда? Алекс

 

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Алекс,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Ваше желание пожертвовать на строительство Храма — замечательное, но давайте, не спеша, попробуем разобраться в этом вопросе.

Заповедь строить Храм

Действительно Рамбам[i] в своей Книге Заповедей приводит заповедь (20) строить Храм. Это выводят из сказанного в Торе (Шмот 25:8): «И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать в среде их». Эта заповедь обязывает не только построить сам Храм, но также и изготовить храмовую утварь, например, жертвенник, Менору и т. п.

Более того, Рамбам пишет, что в число заповедей он включил только те, которые актуальны для евреев во всех поколениях, и исключил заповеди, которые были актуальны только в определённый исторический период (Книга Заповедей, шорэш 3).

Почему мы не строим Третий Храм?

В этой связи Ваш вопрос о том, почему мы не строим Храм, звучит очень злободневно. Давайте на минуту оставим в стороне политическую ситуацию и реалии современного Израиля и попробуем понять, существуют ли какие-либо препятствия с точки зрения Торы для строительства Храма в наше время.

Давайте перечислим некоторые из таких проблем (подробно о некоторых из них можно прочитать здесь):

— сегодня мы ритуально нечисты;

— у нас нет однозначной традиции о том, где точно должен находиться жертвенник;

— у нас нет однозначной традиции о том, как точно должны выглядеть одежды первосвященника;

— существует мнение, что Храм можно отстроить, только когда большинство еврейского народа будет проживать в Земле Израиля (Сефер а-Хинух[ii], заповедь 95);

— Рамбам пишет, что Храм должен быть отстроен под руководством Машиаха (Законы для царей 11:1, 4)

— существует мнение Раши[iii] о том, что Третий Храм не нужно будет строить, он спустится с Небес уже в готовом виде (комментарий к Торе — к Шмот 15:17; комментарий к Талмуду — к трактатам Сукка 41а, Рош а-Шана 30а).

Снова спор?

Давайте остановимся на последнем пункте: как будет отстроен Храм? На первый взгляд может показаться, что здесь существует спор мудрецов. По мнению Рамбама, Храм будет отстроен под руководством Машиаха, по мнению Раши, он спустится с Небес уже в готовом виде. Однако не все мудрецы готовы рассматривать это как принципиальный спор.

Тело и душа

Так, рав Яаков Этлингер[iv] отмечает определенную сложность в позиции Раши (Арух ле-Нэр, Сукка 41а). Ведь, если Храм спустится с Небес, то почему в установленных молитвах мы просим о том, чтобы Храм был поскорее отстроен? Почему об этом же сказано в Талмуде? Ведь, согласно мнению Раши, более логично было бы просить, чтобы Храм поскорее спустился или проявился.

Поэтому рав Этлингер предполагает, что события будут развиваться по следующему сценарию. Сначала Третий Храм будет отстроен людьми, а уже потом в него спустится с Небес «духовный Храм». Подобно тому, как душа спускается в тело и оживляет его.

Заслужим или нет

Маарам Шик[v] (респонс Йорэ Дэа 213) предлагает еще одно объяснение. Он приводит цитату из Талмуда (Санхедрин 98а) — обсуждение «противоречия» в словах пророка Йешаяу о приходе Машиаха: «…Я, Господь, в назначенное время ускорю это» (Йешаяу 60:22). С одной стороны, сказано, что Машиах придет в назначенное время, то есть «вовремя», а, с другой, что Всевышний «ускорит» его приход.

Далее Талмуд указывает на «противоречия» в сведениях о том, как придет Машиах. В одном месте (Даниэль 7:13) сказано, что это произойдет быстро, «вместе с облаками небесными», а в другом месте (Захарья 9:9) сказано, что Машиах явится без спешки, на осле.

Обоим «противоречиям» Талмуд дает одно объяснение. Если мы удостоимся и своими праведными действиями приблизим конечное Избавление, то Всевышний «ускорит» процесс и Машиах явится быстро, «вместе с облаками небесными». Если же не удостоимся, то Машиах придет в назначенное Всевышним время, т. е. «вовремя», и прибудет, не спеша, на осле.

На основании этого Маарам Шик объясняет и «расхождение мнений» Раши и Рамбама. Если мы удостоимся, то Всевышний быстро опустит Третий Храм с Небес уже в готовом виде, как говорит Раши. Если же нет, то события будут развиваться естественным образом и сначала придет Машиах, а потом под его руководством мы отстроим Храм, как говорит Рамбам.

Заслуга построить Храм своими руками

Рав Авигдор Невенцаль, раввин Старого города в Иерусалиме, предлагает еще одно объяснение «спору» Раши и Рамбама. Он, подобно Маараму Шику, говорит о различии «сценариев» Избавления в зависимости от наших заслуг, но объясняет это противоположным образом. Он говорит: если мы удостоимся, Всевышний даст нам возможность построить Храм своими руками, как говорит Рамбам, а если нет, то Храм спустится с Небес уже в готовом виде, как говорит Раши.

Таким образом, мы видим, что, по мнению рава Невенцаля, возможность построить Храм своими руками — это своего рода награда за наши праведные действия в этом мире.

Уникальный рецепт

В заключение хотелось бы упомянуть слова Рамбама (Законы для царей 12:2): мы не можем сказать однозначно, как в точности будут развиваться события предстоящего Избавления. В любом случае, мы точно знаем, что своими действиями можем приблизить этот момент. Поэтому тщательное соблюдение заповедей и усердное изучение Торы, помощь ближним — это тот уникальный «рецепт», который поможет нам всем в вскоре удостоиться прихода Машиаха и службы в Третьем Храме.

Однажды мы слышали от рава Ноаха Орловека, духовного руководителя ешивы «Тора Ор», что, хотя существуют различные мнения о том, как именно будет происходить Избавление, все согласны, что это будет грандиозное действо. А наша задача — сделать всё, чтобы получить туда входной билет.

С уважением, Яков Шуб

 

[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[ii] «Книга Воспитания». Свод, содержащий все 613 заповедей Торы и толкования к ним. Книга издана анонимно. Из текста можно заключить только, что автор жил в 13 веке в Барселоне и происходил из левитов. Кропотливый анализ текста склонил многих позднейших ученых к мнению, что труд составлен известным испанским мудрецом, раби Аароном а-Леви, учеником Рамбана.

[iii] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — выдающийся комментатор Танаха и Талмуда.

[iv] Раби Яаков бар-Аарон Этлингер (Арух ле-Нэр; 5558-5632 /1798-1872) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, духовный лидер еврейских общин Германии.

[v] Раби Моше Шик (5567-5639 / 1807-1879, Венгрия) — раввин г. Хоста, глава раввинского суда, глава ешивы.

 

Материалы по теме

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Кто такой МЕССИЯ?

Рав Овадья Климовский

«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.

РАМБАМ — Биография МАЙМОНИДА

Браха Губерман

Краткий биографический очерк

Раши (Раби Шломо Ицхаки)

Браха Губерман

О раби Шломо Ицхаки — великом комментаторе Хумаша и Талмуда


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше