Темы: Заповеди, Молитва, Помощь, Благодарность, Связь с Творцом, Комментарии, Менахем Эпель
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос раву. Долго думала и не могу разобраться: зачем Творцу нужно, чтобы мы молились Ему и благодарили Его? Что это даёт Ему? Ведь мы благодарим, например, родителей или друзей, которые что-то для нас сделали, и они чувствуют себя лучше за счёт того, что идёт подпитка их эго. А зачем это Творцу? Спасибо за ответ! N.
Здравствуйте, N.!
Спасибо за интересный вопрос.
Чтобы понять, для чего мы благодарим Творца, сначала следует разобраться с более основополагающим вопросом — для чего мы вообще молимся. Ведь Всевышний лучше нас знает, чего нам не хватает, и не нуждается в наших напоминаниях. И, хотя ответ на этот вопрос Вам, скорее всего, известен, для ясности начнем с него.
Мы обращаемся к Всевышнему с молитвой, чтобы Он выполнил наши просьбы. Еврейские мыслители объясняют, что у молитвы кроме этого есть намного более возвышенная цель, она же и основная — установить связь с Творцом. Поэтому молитва названа нашими мудрецами, благословенной памяти, «служение сердцем» (Таанит 2а).
Рав Аарон-Цви Румплер (хасидский наставник, ум. в 5780 / 2020, Англия — Израиль) в книге «Сила молитвы» уподобляет молящегося человеку, который ищет близости с царем и которому по его просьбе назначили аудиенцию у царя. Но он не знает, о чем он, простой человек, может говорить с царем. И вот один из приближенных царя дает хороший совет: попросить у царя что-то, чего ему не хватает. А когда речь идет о молитве — Сам Царь хочет приблизить человека к Себе и по милости Своей предписывает ему обращаться к Нему со всеми своими просьбами.
То есть, основная цель молитвы — это близость к Творцу, а наши просьбы — это больше средство, чем цель. Рав Хаим Фридлендер[i] в книге «Сифтей хаим» (Моадим, ч. 1) сформулировал это коротко и емко: «Цель молитвы — укрепить и обосновать осознание того, что всё — от Всевышнего, и почувствовать, что мы зависим от Него во всём и нуждаемся в Его великой милости всегда. И, осознавая это, мы обращаемся к Нему со своими просьбами. И благодаря тому, что мы это понимаем, Всевышний выполняет наши просьбы, чтобы укрепить нас в вере и уповании».
Теперь, на основании этого, можно понять, зачем Творцу нужно, чтобы Его благодарили. Вы пишете: когда мы благодарим ближнего за сделанное нам добро, мы даём ему заряд положительных эмоций. Это действительно так, но, кроме того, сам человек, которому сделали добро, чувствует потребность поблагодарить за это. Так это по отношению к ближним, и так это должно быть по отношению к Всевышнему. Как вообще молитва позволяет нам приблизиться к Всевышнему, так и наша благодарность Ему. Более того, если в молитве может превалировать личный мотив (решить свою проблему), то в благодарности намного явственнее проявляется основная цель — близость к Творцу.
Об этом же пишет рав Яаков-Исраэль Лугаси (писатель, лектор в «Арахим» и «Идабрут») в книге «Сиах Исраэль» (гл. 10): вера человека в Творца по-настоящему познается в мере его благодарности за милость Творца к нему и за блага, полученные от Него. И хотя на уровне материального восприятия человек видит, что кто-то сделал ему добро, он верит: на самом деле никто не может ему помочь, кроме Всевышнего. А люди — это только Его посланники. И поэтому он, разумеется, обязан отблагодарить того, кто сделал ему добро, но прежде всего он благодарит Творца. Так же и человек, который преуспел в бизнесе, воспитании детей и т. п.: если он преисполнен благодарности Творцу, значит, он понимает, что не — «Сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это» (Дварим 8:17).
Вернёмся к началу ответа. Хотя Всевышний лучше нас знает, что нам необходимо, Он устроил мир таким образом, что мы должны просить у Него всё, что нам нужно, чтобы Он нам это дал. Цель же этого — связь с Творцом.
Интересно, что это верно и в отношении благодарности. Так пишет Алшейх[ii] в своем комментарии к Торе («Торат Моше» Берешит 35:1). Этот стих — «И сказал Б-г Яакову: Встань, взойди в Бейт-Эль и живи там; и устрой там жертвенник Б-гу, Явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Эсава, брата твоего» — Алшейх толкует так: «Таков путь Его, благословен Он: тому, кто не благодарит Его за сделанное ему добро, Он больше не сделает такое же добро. Поэтому, поскольку Яаков не поблагодарил Его за то, что Он явил Себя ему, Он не являлся ему. И поэтому Он предписал Яакову поставить жертвенник в знак благодарности за то, что Он явил Себя ему, и только после этого Он явился ему снова».
С уважением, Менахем Эпель
[i] Рав Хаим Фридлендер (1923-1986 / 5683-5746, род. в Бреслау, ныне Вроцлав) — известный израильский раввин, духовный наставник и мудрец Торы. Глубоко изучал труды Рамхаля, и благодаря ярким комментариям рава Фридлендера наше поколение смогло заново открыть для себя его труды. Серия уроков и система взглядов рава Фридлендера изложены в книгах «Сифтэй Хаим», выпущенных уже после смерти рава его учениками.
[ii] Раби Моше бар Хаим Альшейх (Альших, Альшейх Акадош; ок. 5267-5360 /ок.1507-1600, Турция, Греция, Эрец-Исраэль) — выдающийся законоучитель и комментатор Писания.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»
Редакция Толдот
Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в ешиве для баалей тшува «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Зеев Урман
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его