Темы: Цель творения, Предназначение, Свобода выбора и предопределенность, Идолопоклонство, Гнев
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, в связи с недельной главой Шмот возник вопрос: написано, что Всевышний разгневался. Значит, Он был недоволен чьими-то действиями. Но как такое возможно? Ведь всё происходит по Его же плану, и Он знает всё, что будет! Более того, как может Б-г гневаться: мы же знаем, что Он соблюдает заповеди, как и мы, евреи, а нам сказано, что гнев подобен идолопоклонству? Рафаэль
Здравствуйте, Рафаэль!
Если я правильно понял, Вы, по сути, задаете два вопроса о гневе Б-га.
Первый вопрос: гнев — это когда что-то не по-моему, что-то мне мешает, нарушает планы. Как может тогда гневаться Б-г? Ведь всё в мире происходит по Его воле, в соответствии с Его планом.
Особое раздражение у нас вызывают неожиданные неприятности и помехи: человек думал, что всё будет хорошо, что он достигнет, насладится, отдохнет, и уже на это настроился, и вдруг — нет! Но Б-г знает всё, что будет, поэтому для Него неприятных неожиданностей быть не может.
Второй вопрос: о гневе сказано, что он подобен идолопоклонству, настолько он плох и неприемлем. Как же может Б-г делать то, что неприемлемо?
Попробуем разобраться.
Уподобив гнев идолопоклонству, Талмуд (Шабат 105 б) поясняет: так действует дурное начало (йецер а-ра) — сначала говорит человеку: сделай так, потом — сделай так, пока тот не дойдет до идолопоклонства.
То есть проблема в том, что, впадая в гнев, человек теряет контроль над собой, теряет голову.
Поэтому мудрецы говорят также (Псахим 66 б): если тот, кто гневается, — мудрец, его мудрость улетучивается, если пророк, пророчество улетучивается. И приводят в пример ситуацию не с кем-нибудь, а с Моше Рабейну, величайшим праведником и мудрецом в истории: стоило ему на секунду разгневаться, как из его памяти тут же улетучился закон, который он собирался преподать, и пришлось это делать Элазару (Бемидбар 31:14-21).
Когда человек теряет контроль над собой, он способен на что угодно. Конечно, сразу самые тяжкие грехи он совершать не будет, но может достаточно быстро до них докатиться, ибо в гневе у него отказали тормоза, помутился разум.
Понятно, что у Б-га такого гнева быть не может — Он всегда всё контролирует.
Но есть и другой тип гнева, о котором говорит Рамбам[i] (Ильхот Деот 2:7): иногда отцу приходится «навести» страх на детей или начальнику на подчиненных. В таком случае ему разрешено прикрикнуть и продемонстрировать гнев, но внутри при этом следует оставаться спокойным.
Понятно, что именно такой тип гнева может «демонстрировать» Б-г — именно демонстрировать, но не впадать в него.
Теперь можем понять ответ и на другой вопрос: как Б-г может испытывать гнев, означающий раздражение происходящим, если всё происходящее запланировано Им Самим?
Простой ответ — Б-г гнева не испытывает, Он его демонстрирует. Он заранее знает, что будет, но человек должен знать, что определенные его действия неугодны Б-гу, а гнев — демонстрация этого. Даже если не следует наказания, один гнев служит сигналом.
С какой целью Б-г сотворил мир и поместил в нем человека? Не просто затем, чтобы всё текло и было «хорошо» — зачем вообще что-либо создавать и запускать? Всё это делается для того, чтобы человек получил возможность совершенствовать себя и мир. Поэтому как Воспитатель Б-г может проявить гнев с целью показать человеку, что тот или иной поступок недопустим, что человеку надо исправиться, улучшиться. Это часть самого плана.
Как цель строительства школы — воспитание детей, но само это означает, что иногда директору и учителям придется на этих детей кричать, совсем без этого обычно не бывает. Это не значит, что недовольство означает: что-то пошло не по плану. Это часть самого плана. В конечном счете, дети станут достойными взрослыми, но пока что им надо продемонстрировать недовольство.
Другое дело, что этот вопрос уже «граничит» с другим, более фундаментальным: как у человека может быть свобода выбора (и, соответственно, как он может быть награжден или наказан за свои действия), если всё на свете происходит по Воле Б-га и Его плану?
Гнев Б-га, даже если это только демонстрация, подразумевает, что человек сделал что-то не так и должен исправиться. Но если всё по воле Б-га, то и поступки человека — тоже, он всего лишь Его марионетка, и нет смысла на него гневаться, и не за что его награждать или наказывать.
Исчерпывающее обсуждение этой темы выходит за рамки данного ответа — да и полностью нам этого не постичь. Но скажем сейчас лишь вкратце то, что понять можно:
Поскольку цель сотворения мира и человека, как мы упоминали, — самосовершенствование человека и получение за это награды, свобода выбора при этом нужна по определению. Поэтому изначально Б-г заложил в творение: в своей ситуации человек всё-таки имеет свободу выбора. Б-г дал ему такую автономию. Но в то же время Он предвидит его выбор, поэтому изначально ставит человека в ту ситуацию, в которой его поступки приведут именно к запланированному Свыше результату.
Например, Он предвидел, что Гитлер решит убить всех евреев, до которых дотянется. Поэтому поместил его в то время и то место, где его решение привело к запланированному заранее результату: концу истории европейского еврейства к середине 20-го века и перемещению основных центров еврейской жизни в Америку и Израиль. В тех местах эта жизнь была построена уже совсем по-другому, с другими достоинствами и недостатками. Это должно было произойти тогда и там. Но Гитлера это не освобождает от наказания: сам он действовал по выбору, никто его не заставлял.
А один знакомый раввин привел мне такой пример: когда на еврейской свадьбе танцуют, иногда становятся в ряды друг против друга и наступают-отступают: один ряд идет вперед, а тот, что напротив, — назад, а потом наоборот. Вот и исторический процесс так: всё движется в одном направлении, туда, куда повернет Б-г, но одни люди идут туда лицом вперед, а другие — спиной вперед. Процесс в любом случае приведет к запланированной ситуации, но человек придет к ней правильным или неправильным образом: либо продвинется в пути, либо деградирует.
Поэтому если в такой ситуации человеку демонстрируется гнев Б-га, это означает: хотя результат действия человека был запланирован, выполняя само действие, он сделал неправильный выбор, повернулся так, что идет к деградации. Поэтому он получает сигнал: это плохо, надо исправиться! И, если действительно исправится, Б-г поставит его в ситуацию, где запланирован уже результат, к которому приведет правильный выбор.
С уважением, Меир Мучник
[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Авраам Елин
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Бенцион Зильбер
…и многие другие?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его