Темы: Гиюр, Ноах, Первенец, Бней Ноах, Рав Меир Мучник, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! У меня Вопрос о современном монотеистическом движении — Бней Ноах (ноахиды). Ноахидам нельзя грабить, прелюбодействовать, богохульничать, убивать и поклоняться идолам. Но при этом они могут есть свинину, работать в субботу, быть многоженцами, не соблюдать цниют (правила скромности), замужние женщины не обязаны покрывать голову и т. д. Почему это движение находится под «юрисдикцией» иудаизма, почему не, например, под исламом или христианством? И кто должен возглавлять их общину
Здравствуйте, Алия!
Если по-честному, то об отношении христианства или ислама к ноахидам нам следовало бы спросить представителей самих этих религий. Насколько я понимаю, с точки зрения, например, христианства, тот, кто верит в его основателя и в то, что написано в так называемом «Новом завете», будет «спасен», а кто нет — тот не будет. Да и с точки зрения мусульман, наверное, невозможно быть на «правильном» пути, не веря в их пророка и во всё, что написано в Коране.
Но иудаизм в этом плане действительно отличается от других религий. Здесь есть два аспекта.
Во-первых, идея монотеизма. Б-г един и неделим. Он властвует над всем миром и любит всех, кто его населяет, ибо создал их. И ожидает, что они признают Его существование и единство, осознают, что Он их Отец и Создатель.
Во-вторых, еврейство. Авраам не просто постиг, что над всеми силами мира стоит Единый Б-г, — он установил с Ним прямую, личную, близкую связь. Которую потом унаследовали его потомки — евреи. Таким образом, они стали своего рода «семьей Царя». Всё население являются подданными Монарха, и Он всех любит, но со своей семьей у Него особые отношения, для ее членов Он — Отец «в большей мере», чем для других.
Или, как говорит Тора (Шмот 4:22): «Израиль — первенец Мой». Все народы — дети Б-га, но еврейский обладает статусом первенца. Это не столько особые привилегии, сколько особые силы и способности — и обязанность их использовать определенным образом. Выполнять определенные ритуалы, связанные с таким положением, вести себя в соответствии со специфическими правилами и т. д.
В отношении других подданных Монарха, которые не являются членами Его семьи, — или других детей, которые не являются первенцами, позиция иудаизма такая: у них нет и обязанности быть членами Его семьи или первенцами (хотя такая возможность есть). Достаточно просто быть подданными Монарха — достойными и законопослушными людьми, признающими Его существование и власть. И другими детьми быть достаточно, необязательно становиться тоже первенцами.
Более того, в конечном счете, роль членов «семьи Царя» заключается не только в том, чтобы выполнять красивые ритуалы в соответствующих костюмах перед Монархом Ему на радость, но и в том, чтобы оказывать положительное воздействие на всё население своим примером (тоже Ему на радость!)
Да, если члены царской семьи поведут себя недостойно, то скандал будет на весь мир. Но это только оборотная сторона того факта, что человек обладает огромным влиянием, на него устремлены все взоры. И, если хорошо поступит, сделает доброе дело, поддержит кого-то, то может вдохновить многих людей и наполнить всю землю светом.
Поэтому, если появляются люди, которые увидели этот свет и были вдохновлены примером, оно и прекрасно. Как сказано, такие люди вовсе не обязаны сами становиться членами «семьи Царя» — достаточно того, что вдохновятся примером и станут лучше, и признают и полюбят Монарха, Которого члены «семьи Царя» представляют.
В этом, собственно, и заключается смысл движения Бней Ноах. Благодаря Торе, вдохновленные примером соблюдяющих ее евреев, они открыли для себя Единого Б-га и готовы быть достойными Его подданными — признавать и любить Его, соблюдать Его законы в жизни. В этом, по большому счету, и заключается соблюдение семи заповедей потомков Ноаха.
Например, заповедь «не убий» означает не просто запрет убивать «буквально». По словам мудрецов, тот, кто выставляет человека на позор, — хуже убийцы. Он его «уничтожает», тот «погибает в общем мнении». Так что полноценное выполнение заповеди «не убий» — воздержание от нанесения любого «ранения» человеку. Не оскорблять, не уязвлять, не отравлять жизнь.
И «не укради» — значит не просто воздержаться от банальной кражи, а честно вести бизнес, соблюдать все его законы и правила, не брать взяток.
И заповедь установить систему правосудия — из той же оперы: установить правовое государство, где главенствует закон и вершится справедливость.
Таким образом, полноценно соблюдать заповеди потомков Ноаха — значит, по сути, быть достойным человеком. Не убивать и не наносить ущерба людям, жить по совести, быть честным, законопослушым.
Поэтому Бней Ноах и находятся «под юрисдикцией» иудаизма: в еврейской Традиции есть подробные сведения о семи законах потомков Ноаха. О них и сообщают тем, кто интересуется, есть целый ряд раввинов, которые этим занимаются. А лидеров такие общины выдвигают из собственных рядов: они получают соответствующие знания и ведут свои общины.
И, в конечном счете, Традиция ведь говорит не о том, что все станут евреями, а о том, что «объединятся они все вместе, чтобы исполнять волю Твою от всего сердца». О чем мы и молимся в Рош а-Шана (Новолетие), когда провозглашаем Б-га Царем всего мира. О единстве и дружбе всех народов, соблюдающих законы Всевышнего.
Да случится это в скором времени!
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Куклин
Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?
Рав Ефим Свирский
Заповеди для всего человечества.
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Погружение в микву — составная часть процесса перехода в иудаизм, без которой нееврей не может стать евреем.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
И был на всей земле один язык и слова одни
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Перед праздником Песах
Рав Ашер Кушнир
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Ашер Кушнир
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.