Темы: Запреты, Предназначение, Заповеди, Будущий мир, Убийство, Смерть, Смертная казнь, Жизнь, Ангел
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Как сочетать между собой заповедь «Не убий» и повеления Ашема убивать идолопоклонников, убийц, прелюбодеев и др.? А также повеления убивать всех от мала до велика при завоевании Эрец-Исраэль? Константин
Здравствуйте, Константин!
Вы задаете одновременно очень простой и очень сложный вопрос.
Как так?
А вот как.
Каким образом сочетается заповедь «не убий» с повелением убивать грешников? Очень просто. Запрет убийства не означает, что человека нельзя лишать жизни вообще. Нет, означает он другое: человек помещен в этот мир Б-гом для выполнения своей миссии. И только Б-г может определять, когда эта миссия должна завершиться. Поэтому убийство — лишение человека возможности ее завершить.
Только остается вопрос: ведь на самом деле всё в мире происходит по воле Б-га, поэтому если человек по факту погиб, значит, Б-г дал этому случиться — то есть решил, что его миссия действительно завершена. Почему тогда убивший его считается грешником?
Потому что ему Б-г не сообщал, что миссия жертвы завершена, и не давал указания убить. Поэтому, с его точки зрения, он действовал не как посланник Б-га, исполнитель Его воли, а как человек, ведомый низменными побуждениями: убрать конкурента, отомстить кому-то, просто уничтожить в порыве гнева.
Именно по этой причине его поступок — тяжкий грех. Не потому, что жертва убита, а потому, что он стал убийцей. Нанес ущерб своей собственной душе. (Но потому возможно и раскаяние: убитого не воскресишь, но душу убийцы исправишь).
В свете этого понятно, что казнь человека, приговоренного к смерти за конкретный грех — это не убийство. Ведь тогда убивающий действует именно как посланник Б-га и исполнитель Его воли — в этом случае Б-г ему именно что сообщил: грешник должен умереть, а стало быть, его жизненная миссия завершена.
Но вот заповедь убивать всех от мала до велика при завоевании Земли Израиля — самое сложное. Нет, конечно, можно просто сказать: поскольку это заповедь того же Б-га, значит, Он и в этом случае сообщил, что миссия всех этих людей завершена и их уничтожение — исполнение Его воли. Вот только то, что миссия действительно завершена, здесь объяснить труднее…
Для начала — идея, что может быть завершена миссия целого народа. В принципе, Б-г прояснил: те народы погрязли в грехах и именно на том этапе — но не раньше — их чаша переполнилась (Берешит 15:16, см. комментарий Раши). Поэтому уничтожение целого народа в этом плане мало чем отличается от казни одного грешника. Следовательно, тот, кто это осуществляет, — всего лишь исполняет волю Б-га.
Причем, не только евреи должны были так поступить тогда с народами, населявшими Землю Израиля. Тора дает аналогичное описание захвата соседними народами их земель: «А на Сеире обитали прежде хорим, и сыны Эйсава изгнали их и истребили их пред собой, и поселились вместо них, как сделал Исраэль с землей наследия своего, которую дал Господь им» (Дварим 2:12), «Землей рефаим считается также она [земля сынов Амона], рефаим обитали на ней прежде, а амоним называли их замзумим. Народ великий и многочисленный, и высокий, как великаны, и истребил их Господь пред ними, и изгнали они их, и поселились вместо них. Как сделал Он для сынов Эйсава…» (там же 2:20-22).
Да и везде на протяжении большей части истории было нормой при взятии любой армией любого города разграблять его и убивать всех жителей без разбору. Только в последнее время это стало считаться военным преступлением, хотя и теперь во многих случаях военачальники заявляют, что стремятся избегать жертв среди мирного населения, но на практике трудно…
Когда такое произошло с нашим собственным народом в Холокост (а тогда захватчики точно не пытались избежать жертв среди мирного населения), несмотря на всё чувство боли и несправедливости, можно хотя бы отчасти объяснить сам факт ухода такой массы людей так: завершилась миссия их мира — европейского еврейства. Ибо те, кто уцелел, построили уже другой еврейский мир, с центрами в Земле Израиля и в Америке.
Но даже если так, всё равно — как объяснить гибель детей? Положим, их общество должно было уйти целиком, а значит, и они как его часть. Или еще вариант: сказали мудрецы (Шабат 32:2): в наказание за нарушение обетов у человека умирают дети.
Во всех этих ситуациях сами дети невиновны, но они должны умереть в силу обстоятельств жизни взрослых, членами семьи или всего общества которых они являются. Поэтому спасти от смерти в этом мире их не получается. Пусть и так, но как же такое может быть справедливым?
Если бы всё человеческое существование было сведено к жизни в этом мире, то да, такое справедливым быть не может. Но ведь мы верим, что этот мир — лишь временное местопребывание человека, а основным станет Будущий мир. Где человек обретет высшее и вечное благо. Именно для этого он был создан.
Только в обычном случае человек не ценит благо, полученное даром, воспринимает его как подачку, а ценит только то, что заработал. Поэтому Б-г и помещает его в этот мир, где он может выполнить миссию и заработать благо своим трудом.
Конкретнее, это благо — не просто зарплата, а состояние души, чувство достижения и полноценности. Человек создан так, что это ему приятнее всего, потому что именно так он уподобляется Б-гу — как Его представитель. Б-г ничего ни от кого не получает, Он самодостаточен и полноценен, Сам творит, достигает и делится плодами Своего творчества с другими. Вот и человеку это приятнее всего.
Но возможно создание и иного типа души. Которой не надо этого чувства достижения для блаженства. Которая получает блаженство от самого своего существования близко к Б-гу. Как младенец. Или как ангел. Возможно, именно такими душами обладают те младенцы, которые так и не получили шанс стать взрослыми в этом мире и выполнить какую-то миссию. Быть может, их душе это и не было нужно. Она была создана лишь с целью существовать и наслаждаться близостью к своему благодетелю: в этом мире — к родителям, а в Будущем — к Б-гу. Вот она туда и попала напрямую. И там стала — как ангел, который тоже был создан без свободы выбора и возможности совершенствовать выбором свою душу, но с изначально чистой душой, для которой сама близость к Б-гу и есть высшее наслаждение. Неслучайно ангелы представляются человеку в виде детей — в этом плане они действительно схожи.
Конечно, трудно принять это как полноценный ответ, и мы естественным образом должны содрогаться от одной только мысли о гибели невинных детей. Но идея — достаточно допустимая для того, чтобы у нас не было основания для претензий к Б-гу по поводу несправедливости жизни.
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний дал законы, которые не могут быть исполнены?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Рав Реувен Куклин
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?