Темы: Человек, Гордость, Скромность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Благодарю вас, что никогда не оставляете без ответа и за ваше терпение. У меня снова вопрос.
Человек — создание Творца. Он наделен душой, разумом. Но может ли человек вести себя высокомерно, заносчиво, считать себя лучше другого человека? Как должен вести себя человек по отношению к окружающим? Где грань между высокомерием, гордостью, самолюбием и вежливостью?
Как не быть человекоугодником, но сохранять свое достоинство? И как должен жить человек? Всё исследуя, задавая вопросы, пытаясь узнать — или просто, не мучая ум пытливостью? С благодарностью, Шула
Здравствуйте, Шула!
Поначалу Ваш вопрос показался мне странным и не совсем понятным. Но прочитав его несколько раз, я, кажется, понял, что побудило Вас его задать. Вы, на мой взгляд, спрашиваете: «Совместимо ли соблюдение заповедей Торы с высокомерием и чванством, с чревоугодием и бескультурьем и другими не слишком красивыми проявлениями, которые иногда видятся в религиозных людях, которым “по рангу” вроде бы полагается быть примером для подражания?»
Скажу сразу. Уважение к окружающим, умеренность и скромность, опрятность и готовность помочь — непреложные требования Торы. Людей, которые ими пренебрегают, — с трудом можно назвать религиозными (если вообще их можно так назвать). Но откуда, скажете Вы, берутся негативные свойства у людей, которые, казалось бы, должны быть примером для других.
Ответ, мне кажется, лежит на поверхности. Печати праведности, штампа порядочности, гарантии телесной и духовной чистоплотности не выдают человеку при рождении. Он приобретает их по мере роста, проходя сложный и долгий путь еврейского воспитания в собственной семье. Если родители прилагают усилия, — а по Торе делать это они обязаны, — воспитывают детей не только по букве, но и в духе Торы, результат, мало-помалу, окажется очевидным.
Иногда родительского старания оказывается мало, но тогда, по мере взросления, эта ответственность ложится на самого человека. Если он и в самом деле связан с Торой, если он действительно старается жить по Законам Творца, согласно которым градус отношений между людьми имеет важнейшее значение, то и недостатки, о которых Вы пишете, должны быть для него очевидны. И пусть даже по природе своей человек обладает рядом негативных качеств, Тора даёт инструменты для их исправления.
В жизни, однако, зачастую всё выглядит гораздо сложней. Если говорить о ментальности, если говорить о культурных приоритетах, если говорить об устоявшихся представлениях, то наши привычки, наша шкала поведенческих ценностей не всегда будет такой же, как в религиозном еврейском обществе. Если мы не дадим себе труда внести в них коррективы, если не подставим в их устоявшиеся формулы еврейские константы, если продолжим применять привычные мерки, не приводя их в соответствие с еврейскими идеалами, мы рискуем почувствовать себя чужими в своей родной культурной и мировоззренческой среде.
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Менахем Эпель
Рав Менахем Эпель отвечает на вопросы: чему соответствуют 365 запретов Торы? А 248 предписаний? Для чего Всевышний дал нам тело? Какому органу человеческого тела соответствует каждая из заповедей? Какие заповеди «исцеляют всю плоть»?
Рав Йоэль Голд
Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»
Душа жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать, — но заперты ворота…
Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»
Зрелище, потрясающее каждого мудрого сердцем, — «устройство» человека
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава 2. Детали главных [отрицательных] качеств - гнева, вожделения и гордости
Рав Овадья Климовский
Эти мысли-паразиты время от времени возникают у меня в голове.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Скромность по-еврейски»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его