Темы: Свобода выбора, Правосудие, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНаткнулся недавно на криминальные сводки — и аж дрожь по телу прошла. Возник вопрос: как Б-г допускает такие ужасные вещи? Тимур
Здравствуйте, Тимур!
Моя мама, благословенной памяти, часто рассказывала, что в раннем детстве я был на редкость упрямым и капризным ребёнком. Однажды мне в руки попался какой-то потенциально опасный предмет. Мама попыталась отобрать его, но я не давался, а потом, играя, повредил им руку и от боли обиженно закричал: «Разве можно давать детям такие вещи!». Понял-таки, да только обвинил в этом не себя, а маму.
Творец подарил человеку почти полную свободу и право выбора. Он хочет, чтобы мы сознательно выбрали добро и то, что правильно. Более того, Он подробно изложил в Торе, полученной нами на Синае, как отличить добро от зла. Он предостерёг нас от дурных поступков, Он научил нас бороться со злом и показал как изменить нашу собственную природу к лучшему.
Нам невдомёк, что большинство несчастий и бед, кажущихся нам наказанием Свыше, на самом деле — прямое следствие пренебрежения этическими нормами Торы. Когда нам хорошо и спокойно, мы умиротворены и довольны, воспринимаем это как должное. Но стоит случиться неприятности, мы косо смотрим в Небеса и ворчим: «За что нам такое?»
И очень редко задумываемся о собственной ответственности за то, что происходит вокруг. Нам кажется, что живём в обособленном мире, где всегда виноват кто-то другой, а мы созданы лишь для того, чтобы судить и искать виновных где-то там, за горизонтом.
Когда мы слышим о безобразиях, творимых людьми, когда ужасаемся поступкам безумных тварей в образе людей, мы должны помнить, что эти люди преступили Законы Творца и общество вправе наказать их и пресечь зло.
Зло — это пренебрежение законами мироздания, дарованными Творцом, это чёрная неблагодарность по отношению к Создателю, Давшему нам свободу и радость действовать по собственному выбору.
Творец дал нам эффективные инструменты, чтобы победить зло. Он показал, от чего устраниться, а что мы обязаны делать. Если Вы еврей, у вас 248 видов активного оружия, уничтожающего зло, и 365 запретов, преграждающих ему путь. Если Вы нееврей, то таких инструментов у вас семь. Среди них шесть запретов и одно активное средство — судебная система. Как вы поняли, я говорю о заповедях Творца. У евреев их 613, а у сыновей Ноаха — 7.
Система ценностей, базирующаяся на заповедях Творца, — главное оружие против зла. Если общество здорово, если действует в рамках Б-жественной морали, не поощряет извращения, не приемлет жестокость, правильно воспитывает детей, если люди понимают важность основных Законов Творца, то и проблемы, которые нас коробят, снижают свой накал, а судебная система вполне справляется с исключениями, которые всегда будут.
Но если вседозволенность становится нормой и приоритетом, если распущенность и пренебрежение к этическим ценностям человечества, переданным в Торе, становится фетишем, если общество поощряет непозволительное, не ставит во главу угла соблюдение Законов Творца, — это общество само становится преступным. И тогда удивляться тому, что происходят страшные преступления, не приходится. И вопрос следует задать не Творцу, а Человеку, то есть — нам самим…
С уважением, Александр Красильщиков
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.
Рав Барух Лехт
Рав Моше Пантелят
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Рав Захария Матитьяу
Рав Зеев Гершензон
Зачем думать над тем, что хорошо, что плохо и почему?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его