Темы: Предназначение, Война, Свобода выбора и предопределенность, Радость, Добро и Зло, Воровство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые равы! Вчера слушал лекцию одного раввина. О необходимости пребывать в радости всегда, даже в ситуациях, относимых нами к категории неприятных. Признавая при этом, что ВСЁ — от Творца и всё — для НАШЕГО блага.
При этом если такие ситуации преподносятся нам через других людей (например, лишение какой-то вещи посредствам действий вора), то эти самые люди выступают в роли своего рода посланников. Отсюда вопрос по свободе ИХ выбора.
Теоретически ведь возможно, что такой посланник в последний момент реализует свою свободу выбора и выберет не красть? Но ведь его действия как посланника затрагивают и мою судьбу, т. к. он «актер моего театра» и эта «драма» для меня.
Или Творец, будучи всеведущим и посылая ко мне вора, изначально знает, что именно этот человек не выберет «опцию» НЕ красть? Ведь для меня же он посылается, для моего исправления или наказания. Тогда встает вопрос об отсутствии в этом случае у вора свободы выбора. Серж
Здравствуйте, Серж!
Вы задаете хороший вопрос.
И касается он не только вора — не такой уж частый случай сравнительно, — но и вообще любого человека. Ведь каждый человек одновременно играет «главную роль» в «своем театре», и роли разного плана в жизни других людей — в «их театрах».
Для жены он муж. Для детей — отец. Для родителей — сын. (Или жена, мать и дочь.) Для начальника — подчиненный. Для подчиненного — начальник. И т. д. Да и просто сказал кому-то доброе слово, улыбнулся — оказался для того человека посланником Б-га, задавшим хорошее настроение на весь день. Получается, что огромное количество шагов, которые человек делает в своей жизни как «главный герой», одновременно делаются им в качестве «второстепенного персонажа» в других жизнях.
И что же, во всех этих случаях у него нет выбора, поскольку он служит инструментом Б-га для свершения событий в жизни других людей?
Нет, конечно, выбор есть всегда. Я слышал то же объяснение этому, что приводите Вы: Б-г знает о том, кто какой выбор сделает, и поэтому ставит каждого человека в то место и в то время, где его выбор принесет нужные результаты согласно Его плану.
И это вовсе не отменяет свободы выбора: ведь знать будущее — не значит заставлять людей поступать так или иначе.
И получается поистине чудесная и потрясающая картина. Ведь сколько на свете людей, у каждого — своя жизнь, и одновременно каждый соприкасается и взаимодействует с огромным числом других людей, играет в жизни каждого свою уникальную роль. Но Б-г организовал так, что всё сходится! Каждый человек шагает по своей жизни и совершает действия по выбору, и в то же время эти действия играют нужную роль в жизни других людей, совершаются тогда и там, где нужны им.
Роль — в зависимости от воли Сценариста — может ограничиваться каким-то одним действием, а может продолжаться всю жизнь. Ребенок играет роль в жизни родителей со дня своего рождения и далее, а родители в жизни ребенка — с самого ее начала. Супруги — на всем протяжении совместной жизни. Но при этом роли всё-таки разные — ведь они разные люди: и разного пола, и с разными характерами. Они сочетаются, но в этом союзе каждый для другого — нечто иное. Она — женщина его жизни, а он — мужчина ее жизни. Разные персонажи. Ну, и частностей может быть миллион.
И найти друг друга они могли по-разному. Допустим, он долго искал спутницу жизни, пока не нашел ее, а она долго не искала, и он первый, кто был ей предложен. В таком случае она для него — долгожданный и тем ценный подарок Б-га, а он для нее — тоже подарок, но другого типа, ценный тем, что дан быстро, без мучений.
И так — во всех отношениях в жизни. И партнеры любого типа, например, в бизнесе, посланы друг другу. И покупатель с продавцом: последний послан первому, чтобы поставить ему необходимый товар, а первый последнему — чтобы поддержать бизнес и дать пропитание. Со своей стороны, покупатель делает выбор приобрести что-то для себя, но продавцу он при этом послан Б-гом в качестве поддержки. И наоборот.
А есть и парадоксальный тип такого «посланничества» — когда выбор одного человека играет позитивную роль в жизни другого вопреки намерениям первого, несмотря на причиненные им трудности. Например, преступник своими действиями не только мешает людям жить, но и дает работу полицейским, которые иначе сидели бы без дела. А так получают шанс бороться с ним, спасать от него и тем самым становиться хорошими людьми и реализоваться. И следователям он «дает» работу, и судьям. Нанес кому-то телесные повреждения — дал работу врачам. Материальный ущерб, разрушил что-то — дал работу строителям и т. д.
И в мировых масштабах тоже. Напал неприятель — не просто ужасная война, но вызов и работа всем гражданам. Солдатам и генералам — воевать и удостаиваться наград и славы. Ученым и рабочим — изобретать и производить новую технику. Композиторам и поэтам — сочинять военные песни. Такой вот парадокс: никто в здравом уме не может хотеть войны, но без нее ничего этого и многого другого не было бы, и все эти люди не реализовались бы таким образом.
Вот так у Б-га всё устроено.
И невозможно сравнить с Ним любого другого сценариста, режиссера и постановщика — всё это у Него на совершенно другом уровне. Б-жественном.
С уважением, Меир Мучник
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Захария Матитьяу
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его