Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем поклонение Баалю отличалось от поклонения золотому тельцу?

Темы: Золотой телец, Идолопоклонство, Цари Израиля

Отложить Отложено

Шалом. В чем отличие поклонения Баалю от поклонения золотому тельцу? Царь Йеу уничтожил служителей Бааля, но не оставил поклонение золотому тельцу в сердце. Являлось ли поклонение золотому тельцу причиной сужения границ государства?

Отвечает рав Нахум Шатхин

Йеу и поклонение Баалю

Абарбанель поясняет, что служение Баалю было связано с верой в силы солнца. Как правило, в текстах Танаха слово «солнце» — «шемеш» — употребляется в мужском роде. Так сказано в Тэилим (19:6): «И оно (шемеш), как жених, выходит из-под свадебного балдахина, радуется, как храбрец, пробегая путь». В этом стихе солнце сравнивается с женихом, то есть, мужским началом. Солнце является источником света, а Луна отражает свет, который получает от него. Так обычно выглядит и жизнь семьи. Муж выступает в роли дающего или оказывающего влияние, а жена — принимающей или воспринимающей влияние. (И Абарбанель приводит пример из греческой мифологии, где Аполлон и Диана являлись божествами солнца и луны). «Бааль» в переводе со святого языка как раз означает «муж», потому что солнце дает миру энергию, необходимую для жизни и процветания.

А причиной того, что Северное, Израильское, царство прекратило свое существование, нужно искать в преступлении их первого царя, Йаровама, сына Невата. Йаровам, не желая подниматься в Иерусалим (по известным причинам), запретил это делать и всем своим подданным. Были придуманы новые праздники и установлены, в Дане и Бейт-Эле, золотые тельцы для поклонения. И чем дальше — тем хуже. И даже когда пришел к власти праведный царь, разрешивший паломничество в Иерусалимский Храм, евреи уже утратили веру во Всевышнего и мало кто поднялся на праздник в Иудею. И окончательное изгнание не заставило себя долго ждать.

Комментаторы же из стиха «В те дни начал Господь отсекать (части) от Исраэля; и Хазаэль побил их (израильтян) во всем пределе Исраэля» (Млахим II 10:32) делают иной вывод. Наказание изгнанием (или сужением границ) должно был прийти гораздо раньше этих событий. А то, что территория государства стала сокращаться только во времена Йеу, говорит о великом милосердии Всевышнего.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его