Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

10 уроков лидерства, которые можно выучить из Свитка Эстер

Темы: Аман, Ахашверош, Самопожертвование, Пурим, Мегилат Эстер, Эстер, Молитва, Мордехай

Отложить Отложено

Хотелось бы узнать, в чем секрет успеха Мордехая и Эстер. Ведь неспроста именно они были руководителями еврейского народа и сумели предотвратить его уничтожение? Я тоже являюсь руководителем небольшой еврейской общины в Германии, чему мне можно у них научиться? N.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Мегилат Эстер в целом и поведение Мордехая и Эстер в частности преподносят нам замечательные уроки того, какими качествами должен обладать еврейский лидер. Давайте попробуем посмотреть на события, описанные в Мегилат Эстер, через призму комментариев Ибн-Эзры, Ральбага, Виленского Гаона и других, которые рассматривают этот вопрос и рисуют нам образ настоящего еврейского лидера.

1. Твердо стоять на своих принципах

«И все служители царские, что (были) у царских ворот, становились на колени и падали ниц пред Аманом, ибо так повелел о нем царь; а Мордехай не становился на колени и не падал ниц» (Мегилат Эстер 3:2).

Несмотря на возможную опасность Мордехай не простирается перед Аманом, открыто заявляя, что не делает этого потому, что он еврей. Затем Мордехай публично «возлагает на себя вретище и пепел» как символ скорби и не снимает его даже по просьбе Эстер.

2. Ставить интересы общества выше собственных

«И стало известно об этом Мордехаю, и сообщил он царице Эстэр, а Эстэр рассказала царю от имени Мордехая» (2:22).

Когда Мордехай узнал, что готовится заговор против Ахашвероша, он сообщил об этом царю, хотя, если бы он промолчал и царя отравили, возможно, Эстер смогла бы вернуться домой.

3. Дальновидность

«Не рассказывала Эстэр о народе своем, ни о происхождении своем, потому что Мордехай велел ей, чтобы она не рассказывала» (2:10).

Можно было бы подумать, что, с того момента, как Эстер стала царицей, ей уже незачем скрывать свое происхождение, тем не менее, Мордехай настоял на том, чтобы она сохраняла его в тайне, что, в конечном итоге, сыграло ключевую роль в спасении евреев.

4. Забота о ближнем

«И был он воспитателем Адассы, она же Эстэр, дочери дяди своего, так как не было у нее ни отца, ни матери; а девица эта была красива станом и хороша видом, и по смерти отца ее и матери ее взял ее Мордехай себе в дочери» (2:7).

Мордехай взял осиротевшую Эстер к себе в дом и заботился о ней. Даже когда ее забрали во дворец Ахашвероша, он ежедневно приходил к воротам дворца, заботясь о ее благополучии.

5. Умение как руководить самостоятельно, так и делегировать полномочия по мере необходимости

«И перешел Мордехай (реку, отделявшую крепость Шушан от города), и сделал все так, как велела ему Эстэр» (4:17).

Вначале Мордехай полностью руководит ситуацией, но в какой-то момент он передает бразды правления Эстер и выполняет ее указания. Кроме того, после того, как Эстер вошла к Ахашверошу, не сообщается, что она получала указания от Мордехая. И в решающий момент, приглашая Ахашвероша и Амана к себе на трапезу, она действует по собственному усмотрению.

6. Дипломатизм при решении проблем

«Если снискала я милость в глазах царя, и если угодно царю исполнить желание мое и выполнить просьбу мою, то пусть придет царь с Аманом (и завтра) на пир, который я приготовлю для них, и завтра сделаю я по слову царя.» (5:8).

Эстер не входит к Ахашверошу немедленно, а предпочитает отложить это на три дня, чтобы иметь возможность подготовится. Эстер приглашает Ахашвероша и Амана на трапезу, там не менее, она не действует сразу, а «завязывает интригу» и просит их прийти еще раз.

7. Самопожертвование

«Иди, собери всех евреев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня: не ешьте и не пейте три дня — ни ночью, ни днем; и я со служанками моими (тоже) буду так же поститься, а потом пойду к царю, хотя это и не по закону, и если уж погибать мне, то погибну» (4:16).

Эстер, понимая, что это необходимо для спасения еврейского народа, принимает решение выполнить указание Мордехая — войти во дворец Ахашвероша без приглашения, хотя это может стоить ей жизни, а, если не погибнет, она будет запрещена мужу (согласно Талмуду, Эстер была замужем за Мордехаем).

8. Понимание значимости еврейского народа и его единства

«Иди, собери всех евреев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня: не ешьте и не пейте три дня — ни ночью, ни днем; и я со служанками моими (тоже) буду так же поститься, а потом пойду к царю, хотя это и не по закону, и если уж погибать мне, то погибну» (4:16).

Эстер понимает, что в одиночку ни она, ни Мордехай не смогут спасти еврейский народ. Это возможно, только если сами евреи будут действовать ради своего спасения.

9. Умение создавать у людей правильную мотивацию

«И узнал Мордехай обо всем, что делалось, и разорвал Мордехай одежды свои, и возложил на себя вретище и пепел; и вышел он на средину города, и закричал криком великим и горестным» (4:1).

Мордехай надевает «вретище» («мешковину»), что обычно является символом траура, но в данном случае он использует это, чтобы побудить евреев раскаяться, молиться и уповать на милосердие Всевышнего.

10. Всеобщая любовь и признание

«Потому что Мордехай Йеуди был вторым (после) царя Ахашвероша, и великим среди евреев, и любимым у множества братьев своих, добиваясь добра народу своему и говоря ко благу всего рода своего» (10:3).

Постоянная забота о нуждах своего народа принесла Мордехаю всеобщую любовь и признание евреев — необходимое условие для любого лидера, который желает достигнуть успеха.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его