Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец...15 августа 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец. Он утверждает, что Творец — это очень строгий Царь, имеющий право навязать нам Свою волю (так как Он создал нас и постоянно поддерживает наше существование) и строго спрашивающий с нас за каждое прегрешение, не пропуская даже самой маленькой греховной мысли, и никакие смягчающие обстоятельства не учитываются. Я же утверждаю, что Творец — не только Царь, но и любящий милосердный Отец, и не ставит целью наказать каждого, кто хоть немного провинился. Рассудите нас, пожалуйста. И еще хочу спросить, можно ли рассматривать действия Творца с точки зрения нашего понимания морали? Или всё, что бы Творец ни совершил, автоматически является моральным? Или есть какие-то рамки (к примеру, рамки Торы) за которые Творец не выйдет, потому что это аморально? Заранее благодарю за ответ. О. Читать дальше |
|
Когда кормить маленькую болонку?23 ноября 2015 года, отвечает Рав Яков Шуб Добрый день, я хотела бы задать такой вопрос: у нас есть маленькая собачка болонка и она, по совету ее дрессировщика, ест по расписанию 2 раза в день. Это не всегда совпадает с нашими трапезами. Проблема ли это с точки зрения того, что мы должны кормить ее перед тем, как едим сами? Р. Читать дальше |
|
Почему никто из жителей Бейт Лехема не хотел помогать Наоми и Рут?9 марта 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, у меня вопрос по свитку Рут. Как может быть, что все жители Бейт-Лехема, зная, в каком состоянии вернулась Наоми, что она старая, нищая и одинокая, никто из соседей, знакомых или родственников не зашел к ней помочь или хотя бы угостить чем-то. Это видно из того, что уже назавтра Рут пришла собирать колоски в чужом поле. Даже Боаз (состоятельный родственник, праведник и глава поколения), видя, в каком нищенском состоянии находится его престарелая родственница, не зашел к ней, не взял ее на содержание, а оставил Рут заниматься очень тяжелым физически и морально нищенским трудом. И это описывается как норма… Наверно тогда это и была норма…, но сейчас такого человека заклеймили бы позором за бессердечность… Читать дальше |
|
Всевышний — Один или Един?24 января 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом! В первом стихе криат Шма одна из главных идей — это признание Единства Творца. Почему используется слово «Один», а не слово «Един»? Шавуа тов, с уважением, Аарон Читать дальше |
|
Талмуд запрещает делать людям добро, если оно не будет оценено?4 октября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Помогите понять. Раши говорит о том, что Вс-вышний не посылал дождь на землю, поскольку не был создан Адам, способный оценить добро, приносимое дождями (и что не было смысла посылать дожди созданию, понимающему добро дождей, но отказывающемуся попросить о них). Из этих слов Раши Маараль учит, что нельзя делать добро человеку, который не понимает и не может оценить этого добра (что ему делают добро). И я в недоумении: неужели я должен всегда пытаться определить, поймут моё добро или нет? И, если вижу, что по достоинству моё добро не оценят или понимают моё добро, но не благодарят, то Маараль запрещает мне его делать (?). Однако знаю, что Вс-вышний делает нам добро (и делает постоянно), хотя мы это добро очень часто не видим, не понимаем, не можем оценить и поблагодарить. И даже, когда мы понимаем добро, но остаёмся неблагодарными (!). Разве не должны мы уподобляться Вс-вышнему в делании добра, вне зависимости от того, поймут, оценят, поблагодарят или нет? С уважением, М. Читать дальше |
|
Как научиться оптимизму?1 июля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый рав, Мне никак не удаётся научить себя оптимизму. Я начинаю своё знакомство с иудаизмом и уже усвоила, что радость очень важный компонент в служении Творцу. Радость — это свидетельство веры, что есть только Б-г и ничего кроме него. Умом я могу понять, что Всевышний благ, а зло создано для того чтоб сила добра в человеке побеждала дурные наклонности (Йецер а-ра). Но моей душе почему-то очень трудно радоваться. Когда-то я изучала холокост. Те образы из чёрно-белых фото и само описание трагедий очень сильно меня впечатлили и, если можно так сказать, «раздавили». У меня хорошее воображение. А когда родилась дочка и я испытала сильнейшую любовь к ней, то мысли об ужасах холокоста (да и всех наших трагедий, и не только наших) стали ещё невыносимее. Я вишу себя среди тех людей, как будто я была там, на краю расстрельного рва, держа в руках мою дочку. Иногда, не знаю, почему, я ищу на интернете эти старые фото и приходит такое отчаянье, что кажется, сходишь с ума. Особенно больно думать о детях, расстрелянных и замученных… Что вы посоветуете, как быть? Ну, никак не могу радоваться как раби Акива. Я всегда была пессимисткой. Заранее спасибо, М. Читать дальше |
|
Я испытываю боль всего человечества. Как с этим жить?22 февраля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Вопрос, который, вероятно, останется без ответа… Целью творения было воздать от Блага Творца другим. Чем же оправданы безмерные человеческие страдания на протяжении всей истории человечества? Если Истина дана только нам, то к чему такая истина, которая может принести счастье только тысячам, тогда как миллионы и миллиарды в большинстве своём блуждают во мраке и неведении, в страданиях, без Истины? Когда человек страдает и испытывает невыносимую боль, то ему не объяснишь, что боль это только «на время». Боль необходимо прекратить, чтобы человек перестал страдать. Когда я испытываю боль всего человечества, то не могу одновременно испытывать блаженство. Как с этим жить? Спасибо, Евгений Читать дальше |
|
Продолжать помогать знакомым бесплатно?3 января 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, уважаемый рав! Если можно, я задам раву такой вопрос: я по специальности компьютерщик и работаю по специальности. Часто меня приглашают помочь мамины знакомые или наши общие знакомые, что-то по компьютерам. Бывает, что я трачу до нескольких часов, занимаясь их компьютером, но мне как-то неудобно просить за это деньги, а они и не предлагают, а если дают, то очень мало (например: стоимость этой работы от 50-100 руб. (5—10 долларов), а мне дают 10-15 руб.). Хотя это и не основной мой заработок (основная зарплата у меня — 150-155 долларов), поэтому я и хотел спросить, как поступать. Продолжать и дальше помогать бесплатно или практически бесплатно? Быть понаглей я вряд ли смогу. Или говорить, что я занят? Как посоветуете поступать в данном случае? Читать дальше |
|
Не будь снисходителен к нищему?12 марта 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте. Хотелось бы получить более или менее развёрнутый комментарий к заповеди: «Бедному не потворствуй в тяжбе его», Шмот 23:3 (Исход 23:3). Заранее огромное спасибо! Давид, Саар, Германия. Читать дальше |
|
Чем заповеди отличаются от добрых дел?17 ноября 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом! Я иногда слышу, как люди, в основном, религиозные, говорят фразу типа: «Да удостоишься ты [совершения] мицвот и добрых дел». И я вдруг спросил себя, существует ли различие между мицвот и добрыми делами с точки зрения религии? Есть ли у наших мудрецов что-нибудь об этом различии, или просто так принято говорить и не стоит в это входить? Спасибо. М., Иерусалим Читать дальше |
|
Можно ли содержать домашних животных?31 мая 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый Рав, Несколько дней назад мы взяли кошку. Так как мы еще только начинаем свой путь в соблюдении заповедей, мы не совсем подумали о тех проблемах, которые могут возникнуть. Теперь животное привыкло к дому, и выгонять ее очень жестоко. Скажите, действительно ли Алаха категорически запрещает содержание домашних животных? Если нет, то какие есть требования на этот счет? с уважением, Рина Читать дальше |
|
Что есть милосердие в свете Торы?6 февраля 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский |
|
Странный вопрос21 декабря 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Извините, но вопрос очень странный. У меня погибла собачка. В свое время дочь принесла щенка с врожденным дефектом нижней челюсти. И мы его оставили. За несколько месяцев до своей гибели собачка отказывалась сама выходить на улицу. Мне лень было с ней идти. И вот ее сбила машина. Я разговаривал со своей знакомой, и она сказал, что есть предание, согласно которому душа собачки проводит своего хозяина к Всевышнему и там рассказывает о своем хозяине. И добавила: «Так что, твоя собачка уже о тебе рассказывает…» Скажите… Собственно, вот и все, что хотел узнать… А. Читать дальше |
|
Собака — друг человека?3 ноября 2008 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Вопрос по мицве Ца’ар Ба’алей Хайим. У меня есть знакомый (еврей), который не может пройти мимо страдающего на улице животного. У него в городской квартире уже 10 кошек, плюс черепаха и ещё всякая живность. Он уверен, что исполняет мицву. Считает, что еврей не может пройти мимо страдающего животного, а должен принести его домой, вылечить |
|
Евреям запрещено держать домашних животных?13 октября 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Скажите, пожалуйста, почему евреям запрещено держать домашних животных (кошки, собаки)? А если люди Я по своей природе очень сострадательный человек и всегда помогаю бездомным и больным животным. Как это можно оценить с точки зрения закона? Нет ли запрета заниматься этим, а если есть, то почему? Ещё я против насильственного убийства животных. Скажите, имеет ли силу суждение о том, что раз не мы создавали животных, то и не нам их убивать (имеются в виду собаки и кошки). Спасибо! Яэль, |
|
Как себя побороть?24 сентября 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый раввин! Я знаю, что помогать бедным это большая заповедь, но никак не могу заставить себя оторвать от себя то, что заработала своим трудом. Как себя побороть? Ривка, Иерусалим Читать дальше |
|
Как лучше убивать животное?20 января 2008 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый раввин! Д., Ашдод Читать дальше |
|
По страданию и награда?9 января 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый Рав! Я знаю, есть заповедь посещать больных. А у меня такая проблема. У моего дяди заболела жена, и ей поставили диагноз болезнь Альцгеймера (в конце 90-х её сбила машина, и она стукнулась головой). С каждым годом её мозг работает всё хуже и хуже. Сейчас она почти не может говорить, невозможно её понять. Она живёт в доме моего дяди, и он постоянно за ней ухаживает, и не только он, и его дети и внуки. Однако из-за этого дяде и его детям приходится постоянно сидеть, это приносит им очень много нервов, времени и беспокойства, к старению. Они фактически привязаны к дому. В дом для престарелых сдавать её не хотят, т.к. там к ней относятся как к растению (уже во многоих были). Вот с точки зрения иудаизма нужно постоянно быть с ней, несмотря на все нервы, или поселить куда-нибудь? Если эту женщину отдать в дом для престарелых, тем самым избавляя себя от забот, это будет грехом? Чтобы Вы сделали? С уважением, А. Читать дальше |
|
Попадёт ли добрый еврей в ад?1 января 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин |
|
Надо ли помогать неевреям?21 октября 2007 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Правда ли, что в соответствии с учением иудаизма еврей не должен помогать попавшему в беду нееврею? Александр Гитерман, Израиль Читать дальше |
|
Мозг должен властвовать над сердцем?5 июня 2007 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав Бен-Цион Зильбер, У меня возник вопрос после того, как я прочитал Ваш ответ на вопрос: "Что делать, чтобы сердце стало добрым?", датированный 1-м мая сего года. Мой вопрос сугубо личный. Я с Вами на 100% согласен, но у меня в результате того, что я стал помогать людям, случилась гипертрофированная реакция на сострадание. Я, чем становлюсь старше, тем больше мне разрывают сердце трагедии других людей. Даже на работе это стало как-то мешать (я врач), т.к. после душераздирающих историй, которыми со мной делятся мои пациенты практически ежедневно, я не могу сдержать своих слёз. Выглядит как-то по-дурацки -- здоровый, под 2 метра ростом детина с сединой в бороде плачет, как пятилетний младенец. Как найти баланс? Многие из моих старых друзей считают, что я свихнулся. А стать "опять" чёрствым уже совесть не позволяет. Боюсь, что постановка моего вопроса несколько звучит нескромно, поэтому я оставляю на Ваше усмотрение, стоит ли его публиковать на сайте. С искренним почтением к Вам, |
|
Как укоротить язык и молчать?6 мая 2007 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав Бен-Цион, я Вам очень благодарна, что Вы нашли время ответить на мой вопрос. Будьте так добры ответить на вытекающий из этого вопроса другой вопрос: что такое делать добро? У меня часто бывает, что после сделанного добра я получаю зло. Пример: год назад подруге, которая должна была вот-вот родить, я помогла сдать экзамен. Она была очень рада, а через год эта подруга меня упрекнула в этом. Я очень огорчилась. Да таких ситуаций у меня много, а виновата моя доброта никому не нужная. Как мне укоротить язык и молчать? Как отличить, кому нужно делать добро? Я очень жду Ваш ответ, может, Вы мне поможете прояснить детали, меня волнующие. С. Читать дальше |
|
Что делать, чтобы сердце стало добрым?1 мая 2007 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер У меня такое чувство, что и разум, и сердце закрыто. Я не сочувствую другим. Уверена, что так нельзя, а как измениться, не знаю. Посоветуйте мне, как надо. Лиора, Литва Читать дальше |