Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий может стать праведником, как Моше Рабейну, или злодеем, как Йеровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым… Лишь он сам по своему разумению направляется по тому пути, который изберёт»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 5, 2
О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Когда говорят о посте, у многих (например, у меня) возникает ассоциация с людьми, сидящими на земле в горестных позах, с плачем и стенанием. Чувство это, конечно же, навеяно известными картинами, посвящёнными 9-му Ава — дню, когда все мы действительно скорбим о разрушенном Храме, галуте и, заодно, о всех остальных неприятностях.

Вот почему каждый год, когда приближается Таанит (Пост) Эстер, я чувствую некое недоумение: «Тут-то о чём горевать?». Вроде бы, история Пурима закончилась хорошо, и, вообще, как известно, сказали Мудрецы, что с наступлением месяца Адар нужно наполнить время радостью. К чему же тут плач и молитвы? Давайте попробуем разобраться.

Таанит Эстер очень отличается от остальных еврейских постов. В Талмуде он вообще явно не упоминается. Только день 13 Адара почему-то называется «днём собрания всех». И уже гораздо более поздние комментаторы объясняют, что в том году, когда происходили события свитка Эстер, 13-го Адара, тот самый решающий день, когда евреи собрались и уничтожили врагов своих, был объявлен днём поста и все, кто не могли выйти с оружием обыкновенным, собрались в синагоге и обратились к оружию традиционно-еврейскому — молитве. И Всевышний помог — мы победили. И почему-то с этого года возник обычай поста и молитвы в день 13-го Адара.

Кажется, что определяющей чертой этого дня является то, что «собираются все», как написано в Талмуде, а пост является только механизмом, собирающим людей вместе.

Я сам стал тому свидетелем — в фирме, где я работаю, есть много религиозных людей. В обычные дни все молятся в разное время, в нескольких местах. Только в день поста, из-за чтения Торы, все собираются в одном месте. А в предыдущий пост — 10-го тевета — миньян вечерней молитвы насчитывал несколько сот человек.

Однако, мы ещё далеки от полного понимания. Например, почему этот пост называется постом Эстер? Хронология событий Свитка Эстер примерно такова:

В начале месяца Нисан Аман получил разрешение уничтожить, חו""ש, евреев. Он тотчас бросил жребий, и выпало ему, что это событие нужно назначить на почти через год, 13-го Адара. Сразу же были разосланы по всей стране тайные письма о подготовке «погрома с государственной поддержкой».

Евреям об этой тайне стало известно практически сразу, и уже накануне праздника Пейсах Мордехай пришёл к царице Эстер и потребовал заступиться за свой народ. Эстер согласилась (с риском для жизни), но потребовала «собрать всех евреев» и объявить трёхдневный пост. Этот пост выпал на первые три дня Пейсаха. Дальше, как известно, произошли очень интересные события и, в результате, через 11 месяцев вместо погрома евреев произошёл блистательный разгром их врагов.

Однако, несмотря на то, что даты поста, объявленного Эстер, и поста, отмечаемого нами, не совпадают, общие черты начинают прослеживаться. Так начал Аман своё обвинение в адрес евреев: «Есть народ тут один, разбросанный и разобщённый». Так сказала Эстер Мордехаю: «Иди собери всех евреев».

Есть у нашего народа три главных вида оружия: национальное единство, Тора и близость к Б-гу. К сожалению, когда евреи в галуте, близости к Всевышнему у нас нет. Знанием Торы они, очевидно, тоже тогда не отличались. Когда они потеряли и национальное единство, наш вечный враг, Аман, понял, что пришёл его час. Но, слава Б-гу, удалось быстро объединиться. И тогда мы смогли победить. Это переживание — необходимость единства и осталось с нами в виде Таанит Эстер. Это отправная точка всех наступающих праздников. И в сам Пурим — подаяние бедным, посылка праздничных порций соседям и знакомым, трапеза, на которую собираются хорошие друзья, — всё это призвано укрепить наше единство.

Конечно же, на этом останавливаться нельзя — надо укрепить связь с Торой, приблизиться к Б-гу — но с этого надо начать.

Законы поста Эстер и Пурима

Тематический обзор «Пурим»


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Если кто-то несет тяжесть, помогите ему. Ки теце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.

Уровень человека 20. Пути упования. Глава 2

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Кицур Шульхан Арух 104. Законы Холь аМоэд

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд

Уровень человека 6. Вехи человечества. Эпоха ешив

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.

Как поступает человек, отец которого не оставил ему в наследство денег?

Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»