Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Яаков-Ицхак бар Йеуда-Лейб Алеви Рудерман (5661—5747 /1901—1987/) — руководитель балтиморской ешивы Нер Исраэль, один из духовных лидеров еврейских общин США.

Родился в литовском крае.

Учился в ешиве Слободки под руководством р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.) и р. Моше-Мордехая Эпштейна (Левуш Мордехай; см.). Прославился как илуй (вундеркинд).

За шесть месяцев он успевал завершить очередной цикл изучения всего Талмуда (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.180).

В 5686 /1926/ году получил раввинское посвящение.

В 5691 /1931/ году эмигрировал в США, где начал преподавать в ешиве г. Кливленда, возглавляемой его тестем р. Шефтелем Крамером (см.).

В 5693 /1933/ году р. Рудерман основал ешиву в портовом городе Балтиморе, расположенном севернее Вашингтона.

Первоначально в ешиве, получившей название Нер Исраэль, занималось лишь пять студентов — однако с годами она стала одной из самых крупных и авторитетных в стране (там же).

В 5721 /1961/ году р. Рудерман открыл филиал ешивы в канадском городе Торонто.

К середине 5740-х /1980-х/ годов в балтиморской ешиве — включая подготовительное отделение и колель для семейных знатоков Торы — занималось около шестисот человек (там же).

Р. Рудерман был одним из руководителей просветительской организации Тора умесора (Тора и традиция), а также членом Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы), стоящего во главе американского отделения всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля).

Его перу принадлежит книга Аводат Алеви (Служение Левита), содержащая аналитические заметки к кодексу Рамбама (см.) Мишнэ Тора (Повторение Торы).

Р. Яаков-Ицхак Рудерман умер в Балтиморе в 5747 /1987/ году.

с разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.