Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ассимиляция, Антисемитизм, Рав Александр Кац, Ешива Воложин
Раби Ицхак бар Хаим Воложинер (р. Ицеле из Воложина; 5540-5609 /1780-1849/ гг.) – руководитель Воложинской ешивы, духовный лидер своего поколения.
Сын и ближайший ученик р. Хаима из Воложина.
По свидетельству самого р. Хаима, он «создал свою ешиву для сына, Ицеле, чтобы вырастить и воспитать его в наиболее благоприятной атмосфере познания Торы». Ради сына р. Хаим и «взялся обучать еще нескольких талантливых юношей» (Сарей амеа 5:17).
Р. Ицеле начал преподавать в ешиве еще при жизни отца, а в 5581 /1821/ году, после его кончины, возглавил ешиву и общину Воложина. В 5584 /1824/ году р. Ицеле отредактировал и издал основной труд отца – книгу Нефеш ахаим (Душа жизни).
В последующие десятилетия р. Ицеле Воложинер стал общепризнанным духовным лидером не только литовских евреев, но и всех евреев российской империи – в том числе, и в глазах правительства.
В 5603 /1843/ году р. Ицеле был вызван в Санкт-Петербург к министру просвещения Уварову, который разрабатывал меры по реформированию системы образования среди евреев. В соответствии с указаниями императора Николая I, правительство стремилось заменить еврейские хедеры на начальные школы с преподаванием общеобразовательных предметов и русского языка, чтобы «мало-помалу уничтожить в евреях фанатизм отчужденности», а впоследствии и привести их к постепенному обращению в христианство. С помощью «просвещения» власти рассчитывали «устранить влияние Талмуда», который, по их мнению, «питает в евреях самое глубокое презрение к народам других вер» и призывает их «к господству над прочими». В ходе бурной полемики р. Ицеле все же удалось отстоять существование своей ешивы (Энциклопедия левейт Исраэль; р. Дов Элиах, Агаон с. 931).
В 5604 /1844/ году на еврейские общины снова обрушился град правительственных мер. Особым указом был упразднен кагал (выборное руководство общин) – все общинные дела передавались в ведение полицейских и муниципальных учреждений. В том же году, по специальному распоряжению Николая I, был введен налог на ношение традиционной еврейской одежды: за одну только ермолку полагалось с каждого еврея «по пяти рублей серебром». В ноябре 5604 /1844/ года император подписал указ «об образовании еврейского юношества», предусматривающий создание многочисленных «казенных еврейских училищ», а также двух высших училищ для подготовки «казенных раввинов» – согласно секретной инструкции, подписанной императором, руководить этими училищами могли только христиане, а преподавание в них следовало вести в «антиталмудическом духе» (Ф. Кандель, Очерки времен и событий т.2).
В 5605 /1845/ году р. Ицеле Воложинер созвал в Вильно (Вильнюсе) съезд руководителей еврейских общин, в котором приняли участие около ста делегатов, представляющих различные течения в еврействе.
Р. Ицеле сумел объединить в общей борьбе, направленной против насильственной русификации и ассимиляции, не только литваков и хасидов, но и наиболее национально настроенных вождей «просветителей». Благодаря гибкой политике, разработанной на съезде в Вильно, в большинстве еврейских общин сумели сохранить традиционный жизненный уклад и даже создать по всей черте оседлости широкую сеть ешив, подобных Воложинской (Сарей амеа 4:4, 6:14).
Р. Ицеле Воложинер был призван в Небесную Ешиву двадцать шестого ияра 5609 /1849/ года, в возрасте шестидесяти девяти лет.
После его смерти были опубликованы две книги, составленные на основе записей, которые велись учениками на его уроках. В книгу Пэ кадош (Святые уста) вошли его толкования первых двух частей Пятикнижия – Берешит и Шмот, а в книгу Милей деавот (Слова отцов) – его толкования этического трактата Авот (Поучения отцов).
Р. Ицеле оставил также обширное рукописное наследие, однако основная часть его архива погибла во время пожара, разразившегося в Воложине в 5625 /1865/ году.
Во главе Воложинской ешивы встал зять р. Ицеле – р. Нафтали-Цви-Йеуда Берлин (Нецив), под руководством которого ешива достигла своего высшего расцвета.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»