Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Христианство, Германия, Рав Александр Кац, Прага
Раби Йом-Тов Липман Мильхаузен — выдающийся законоучитель и знаток сокровенного учения.
Учился у р. Меира Сегаля из Вены (Маарама Сегаля).
Основная его деятельность проходила в Богемии: он был раввином, главой суда и ешивы г. Праги. Время от времени он отправлялся в длительные странствия по Богемии, Польше и Австрии, обучая евреев верному соблюдению законов Торы.
В 5159 /1399/ году по требованию властей р. Йом-Тов был вынужден участвовать в диспуте с выкрестом по имени Петр. На материале этой дискуссии он написал знаменитую Сефер аНицахон (Книгу победы) — яркое, полное разящего юмора опровержение догм христианства.
Книга была напечатана в Амстердаме в 5469 /1709/ году и с тех пор выдержала много изданий.
Латинский перевод этой книги вызвал бурную полемику в христианском мире — появился целый ряд богословских сочинений, авторы которых попытались противостоять убийственным для них аргументам и доказательствам.
Из других его книг наибольшей известностью пользуется трактат Альфа-бета (Алфавит), посвященный тайнам еврейских букв. В книге описывается верная форма каждой буквы, а также разъясняется внутренний смысл именно такой формы. Особое внимание в книге уделено числовому значению букв — на основе методов кабалы автор исследует порядок расположения букв в алфавите и объясняет сокровенные причины данной последовательности.
Все книги р. Йом-Това Липмана выявляют его высочайшую эрудицию не только в Талмуде и еврейском законодательстве, но и в вопросах философии, и в тайных разделах Торы.
В 5200 /1440/ году р. Йом-Тов Липман возглавил совет мудрецов Германии, ведающего всеми вопросами общинной жизни.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»