Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Философия, Ришоним, Испания, Рав Александр Кац
Раби Шимон бар Цемах Дюран (Рашбац; 5121-5204 /1361-1444/ гг.) — знаменитый законоучитель.
Родился на принадлежащем Испании острове Майорка, куда его семья прибыла из Прованса.
Учился у своего отца р. Цемаха Дюрана, а затем у мудрецов континентальной Испании. Изучал также кабалу, философию и медицину. Вернувшись на Майорку, прославился в качестве врача и целителя.
В 5151 /1391/ году, когда волна погромов прокатилась по всей Испании и только на Майорке было убито пятьдесят тысяч евреев, семья Дюранов переправилась на корабле в Африку и поселилась в Алжире.
Вскоре в г. Алжир прибыл из Испании выдающийся законоучитель р. Ицхак бар Шешет (Риваш;), тоже нашедший здесь убежище от преследований. Риваш стал раввином и главой общины Алжира, а р. Дюран — даяном (судьей) в возглавляемом Ривашем суде.
После смерти Риваша, последовавшей в 5168 /1408/ году, р. Дюран сменил его во главе общины. Его законодательные решения пользовались высоким авторитетом — из самых далеких общин диаспоры обращались к нему с алахическими вопросами. Как и Ривашу, ему приходилось рассматривать многочисленные проблемы, связанные с «тайными евреями», которые были насильно крещены, и тем не менее продолжали соблюдать заповеди. Около тысячи респонсов р. Дюрана объединены в сборник Ташбац (ТшувотШимон бар Цемах — Ответы Шимона бар Цемаха).
Эта книга была впервые напечатана в типографии Амстердама в 5498 /1738 / году. Многие указы и постановления, введенные р. Дюраном, соблюдаются евреями-выходцами из северной Африки до сих пор.
Философские взгляды Рашбаца нашли свое выражение в его трактате Маген Авот (Щит отцов). Он считал, что вера народа Израиля не противоречит выводам философии, но находит в них подтверждение. С большим пиететом он цитирует великих еврейских мыслителей Рамбама и Ральбага, хотя порой и оспаривает их взгляды. Так, сформулированные Рамбамом «Тринадцать принципов веры» были сведены им к трем фундаментальным основам: существует Б-г, Тора дана евреям с Небес, существует воздаяние — награда и наказание. Этот его подход развил р. Йосеф Альбо в книге Сефер Аикарим.
Другой философский трактат Рашбаца, названный Кешет вемаген (Лук и щит), посвящен полемике с христианскими и мусульманскими богословами.
Рашбац умер в г. Алжире в 5204 /1444/ году; во главе общины его сменил сын и ближайший ученик р. Шломо бар Шимон (Рашбаш; ок. 5160-5227 /1400-1467/ гг.).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?