Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Сотворение мира, Философия, Ришоним, Испания, Рав Александр Кац
Раби Хасдай бар Авраам Крескас (5100-5172 /1340-1412/ гг.) — выдающийся мыслитель, духовный лидер евреев Испании.
Изучал Тору в Барселоне у Рана, а его старшим соучеником и ближайшим другом был р. Ицхак бар Шешет (Риваш;).
В 5130 /1370/ году, вместе со своим наставником и Ривашем, р. Крескас был схвачен по ложному доносу и подвергнут заключению. После освобождения он переселился в Сарагосу и стал даяном (судьей) общины этого города.
В 5151 /1391/ году во время антиеврейских гонений, охвативших большую часть Испании, погиб единственный сын р. Крескаса, едва достигший двадцатилетнего возраста.
В период этих погромов было убито более ста тысяч евреев, еврейские кварталы городов опустели.
В 5153 /1393/ году р. Крескас получил разрешение властей воссоздать общину в Барселоне, а затем и в Валенсии. Он основал ешиву и подготовил множество учеников; наиболее выдающимся среди них был р. Йосеф Альбо, автор знаменитой Сефер Аикарим (Книги основ).
Раби Крескас стал общепризнанным главой нового поколения евреев Испании.
В 5170 /1410/ году р. Крескас завершил свой основной труд — философский трактат Ор Ашем (Свет Всевышнего). В этой книге он оспаривает философские концепции Рамбама, восходящие к метафизике Аристотеля.
В тот период книги Аристотеля, переведенные на иврит, овладели умами евреев Испании, и поэтому возрождение еврейского самосознания было невозможно без преодоления этой духовной власти. Р. Крескас подчеркивал, что к подлинному познанию Всевышнего приводит не интеллектуальное конструирование, а приобщение к традиции, основанной на пророческом откровении.
Особенно глубоко р. Крескас разрабатывает учение о непрерывном Творении. Он развивает заложенную в Талмуде идею о том, что Всевышний извечно созидал непрерывный ряд миров, вступающих в бытие после разрушения предыдущей Вселенной — в Торе же указан лишь порядок сотворения нашего мира, поскольку остальные миры находятся вне сферы нашего восприятия, ограниченного рамками пространства и времени.
Р. Крескас говорит о том, что Творение стало выражением любви Творца к человеку, а наше служение, заключающееся в выполнении Его заповедей, должно стать выражением нашей ответной любви к Творцу.
Мировоззренческие концепции р. Крескаса перешагнули границы еврейского мира — его аргументы, направленные против метафизики Аристотеля, широко использовали знаменитые итальянские мыслители Возрождения Пико дела Мирандола и Джордано Бруно. Его концепция бесконечности легла в основу современных научных представлений о бесконечной Вселенной.
Р. Крескас умер в Сарагосе, в 5172 /1412/ году.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо