Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Родился в Провансе. Учился у отца и других мудрецов Прованса

Раби Йерухам бар Мешулам (Рабейну Йерухам) — авторитетный законовед.

Родился в Провансе. Учился у отца и других мудрецов Прованса.

В 5066 /1306/ году, когда евреи были изгнаны из Франции, юный Йерухам переселился в г. Толедо и продолжил изучение Торы в ешиве Роша (см.). Основным его наставником был р. Авраам бар Исмаил, ученик Рашбы (см.).

В 5094 /1334/ году составил законодательный сборник Мейшарим (Порядочность), посвященный законам деловых отношений между людьми и решению имущественных тяжб. В сборнике систематизирован алахический материал из Талмуда, кодекса Рамбама (см.), книг законоведов Испании и Прованса.

Сборник пользовался успехом среди знатоков Торы, и рабейну Йерухама попросили продолжить законодательную работу в избранном им стиле. Так появился свод законов, названный Толдот Адам вэХава (История Адама и Хавы). В первой части, получившей название Адам, изложены законы повседневной жизни еврея от рождения до вступления в брак. Во второй части, названной Хава, рассматриваются законы поведения семейного человека — начиная от свадьбы до последней минуты жизни.

Составляя свой свод, р. Йерухам использовал в основном законодательный материал, почерпнутый из кодексов Рифа (см.) и Рамбама. Однако в его книге есть серьезные преимущества. Так, чтобы отыскать какой-либо закон в кодексе Рифа, необходимо точно знать, в каком именно трактате Талмуда и в какой главе приведен этот закон — ведь Риф следует порядку, установленному в Талмуде. В отличие от Рифа, р. Йерухам строит материал лишь по тематическому принципу, используя специальные тематические «ключи», которые значительно облегчают поиск. С другой стороны, в отличие от кодекса Рамбама, в своде р. Йерухама указаны источники приводимых законов.

Кроме того, р. Йерухам, как правило, указывал различные мнения мудрецов по одному и тому же вопросу, а также ссылался на многочисленные обычаи, сложившиеся в общинах Испании и Прованса. Все это делало его книгу очень информативной и удобной для употребления.

С началом книгопечатания книга Толдот Адам вэХава была впервые издана в г. Куште в 5276 /1516/ году, а затем многократно переиздавалась. В последующих поколениях ее стали называть просто «Книгой рабейну Йерухама» — она считается одной из самых авторитетных законодательных книг.

С разрешения издательства Швут Ами


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»