Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Философия, История еврейского народа, Испания, Рав Александр Кац, Освящение Имени Всевышнего
Раби Авраам бар Давид Алеви Ибн Дауд (Раавад Аришон; 4870-4940 /1110-1180/ гг.) — выдающийся мудрец и историк еврейской мысли.
Внук (сын дочери) р. Ицхака Альбалии (см.), автора трактата Купат арохлим.
Родился в Кордове. Изучал Тору у брата своей матери р. Баруха Альбалии (см.), ученика великого Рифа (см.).
Ибн Дауд составил знаменитую хронику Седер акабала, в которой он прослеживает непрерывную цепь традиции, из поколения в поколение — от Моше Рабейну и до р. Йосефа Ибн Мигаша (см.), главы мудрецов того поколения, к которому принадлежал автор.
Эта книга до сих пор является одним из самых авторитетных источников по истории еврейской мысли.
Им созданы еще два значительных исторических сочинения: Диврей малхут Исраэль бабайт шени (История Израиля эпохи Второго Храма) и Сефер зикарон диврей Роми (Хроника событий из истории Рима).
Основной философский труд Ибн Дауда, написанный по-арабски, получил в переводе на святой язык название Аэмуна арама (Возвышенная вера). В этом трактате он предпринял попытку интерпретировать иудаизм в терминах рационалистической философии Аристотеля, стремясь показать, что Тора и философия не только не противоречат друг другу, но и сотрудничают в познании истины.
Трактат Ибн Дауда подготовил почву для создания «Путеводителя заблудших» и других мировоззренческих трудов Рамбама (см.), который также испытал влияние Аристотеля.
Религиозные преследования фанатиков-мусульман заставили Ибн Дауда покинуть Кордову и переселиться в христианскую часть Испании. Но и там поднималась волна преследований: под страхом смерти евреев принуждали принять крещение.
На семидесятом году жизни р. Авраам Ибн Дауд освятил Имя Всевышнего, сохранив верность Торе, — он был убит в Толедо, столице кастильского королевства.
«Золотой век» евреев Испании завершался.
С разрешения издательства Швут Ами