Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Ришоним, Астрология, Испания, Рав Александр Кац
Раби Йеуда бар Барзилай Абарцелони — выдающийся законоучитель и кабалист.
Родился в Барселоне, крупнейшем городе Каталонии.
Р. Йеуда Абарцелони ввел термин «кабала» для обозначения сокровенных разделов Торы.
Написал комментарий на основополагающий кабалистический трактат Сефер Йецира (Книга Творения), автором которого считается наш праотец Авраам.
Составил также ряд значительных законодательных сборников: среди них — Сефер аитим (законы шабата и праздников), Сефер адиним (имущественные тяжбы) и Ихус шеэр басар (семейное право). При составлении этих сборников он опирался на респонсы вавилонских гаонов, книгу Илхета гевурта р. Шмуэля Анагида (см.) и на кодекс р. Альфаси (Рифа; см.).
От его законодательных трудов сохранились только кицуры (сокращенные варианты) и цитаты в книгах более поздних законоведов. Так, например, знаменитый алахический кодекс Аэшколь, составленный его ближайшим учеником Раавадом (Раавад Ашени; см.), в значительной своей части является сокращенным вариантом свода Сефер аитим.
Значительный резонанс в еврейском мире вызвала его полемика с другим выдающимся барселонским мудрецом р. Авраамом бар Хией, который был придворным астрологом короля Каталонии. Р. Авраам противился заключению браков в случае, когда астрологический прогноз был неблагоприятным для жениха и невесты, а р. Йеуда утверждал, что такой подход противоречит законам Торы.
С разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»