Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Вавилонский талмуд, Талмуд, Амораим, Рав Александр Кац
Рав Хисда (3977—4069 /217—309/) — преемник р. Уны во главе ешивы в Суре.
Происходил из рода коэнов — священников Храма (Раши на Хулин 44б). В юности учился у Рава (см.), основателя ешивы в Суре; в 16 лет женился на его внучке (Кидушин 29б, Хулин 95а; Седер адорот). После смерти Рава, последовавшей в 4007 (247) году, учился у нового главы ешивы р. Уны (Гитин 7а, Раши), а затем стал его талмид-хавером — ближайшим коллегой в постижении законов Торы (Эрувин 62б, Тосафот).
В молодости р. Хисда был очень беден, но затем, занявшись производством и продажей крепких напитков, разбогател. Он использовал свои богатства для помощи неимущим (Песахим 113а, Раши); на свои средства он заново отстроил ешиву в Суре.
В течение многих десятилетий он был ближайшим помощником р. Уны в руководстве ешивой. Талмуд называет их двумя «старцами из Суры» (Санхедрин 17б, р. Хананель) и «праведниками Вавилонии» (Таанит 23б).
В 4052 (292) году р. Хисда основал в Суре собственный дом учения, а спустя четыре года, после смерти р. Уны, возглавил всю ешиву (Раавад, Седер акабала); он стал признанным главой поколения и наиболее авторитетным законоучителем, к которому обращались во всех трудных и спорных случаях (Эрувин 40б).
В Талмуде отмечается, что подход р. Хисды к изучению Торы отличался глубиной постановки проблем и остротой их анализа — перед его способностью вести изощренную дискуссию трепетали (Эрувин 67а, Раши). В то же время р. Хисда был известен исключительной праведностью — по свидетельству Талмуда, в годы засухи он вызывал своей молитвой дожди (Моэд катан 28а).
Рав Хисда установил текст благословения, произносимого коэнами перед Биркат коаним (Сота 39а); он так же ввел обязанность, отправляясь в дальний путь, произносить Тфилат адерех (Дорожную молитву) (Брахот 29б).
Рав Хисда возглавлял ешиву в Суре в течение 10 лет (Раавад, Седер акабала). Его ближайшими учениками были рав Зейра (см.), будущий глава мудрецов Земли Израиля, и Рава (см.), будущий глава мудрецов Вавилонии.
В Талмуде рассказывается: ангел смерти, явившийся за душой р. Хисды, не мог приблизиться к нему, потому что 92-летний мудрец, не прерываясь, был занят изучением Торы — а Тора защищает человека от смерти. И лишь когда ангел, прибегнув к хитрости, сумел на мгновение отвлечь внимание р. Хисды, душа покинула его тело (Моэд катан 28а, Макот 10а).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо