Из цикла «Хроника поколений», темы: Конец времен, Раскаяние, Народы мира, Пророки, Александр Кац, Упрек
Цефанья (צפניה) — пророк в период Первого Храма.
Его отец, праведный пророк Куши, был правнуком царя Хизкии (см.) (Цефанья 1:1, Ибн Эзра; Мегила 15а; Седер адорот).
В 3280 году /480 г. до н.э./ Цефанья получил пророческую традицию от своего наставника Хавакука (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).
Цефанья предрекал погрязшим в грехах евреям, что возмездие придет очень скоро. «Близок день Б-га, — говорил пророк, — ибо приготовил Б-г резню и назначил, кого позвать [на трапезу]» — созвать полевых зверей и птиц, чтобы пожирать трупы павших в день гнева (Цефанья 1:7, Радак). «И будет в то время, — предрекал пророк от имени Творца, — обыщу Я Иерусалим со светильником и покараю людей, которые живут беззаботно, говоря в своем сердце: “Не делает Б-г добра и не делает зла” (там же 1:12)».
Цефанья оглашал свои пророчества в домах молитвы, призывая евреев к немедленному раскаянию: «Одумайтесь и раскайтесь, бесстыдный народ, — до того, как будет вынесен приговор, …до того, как придет на вас пламя гнева Б-га» (Цефанья 2:1-2; Псикта рабати 26, 20; Седер адорот).
Цефанья пророчествовал в годы царствования Йошии (см.), вступившего на престол в 3285 году /475 г. до н.э./ (Цефанья 1:1; Седер адорот). Но грозные предсказания пророка были произнесены еще до того, как юный царь обратился сердцем к Творцу. И хотя впоследствии Йошия достиг высочайшего уровня праведности, предопределение не было отменено, ведь ни царю, ни пророкам не удалось отвратить народ от идолопоклонства и других тяжких грехов, — приговор был лишь отсрочен до смерти праведного царя (Маари Кара и Мальбим).
Вместе с тем, Цефанья предрекал, что гнев Всевышнего опустошит и все окрестные страны, в течение долгих лет притесняющие сынов Израиля, в том числе «землю филистимлян» на западе, а также Моав и Аммон — на востоке. «Моав будет как Сдом, — предрекает пророк, — а города Аммона станут подобны Аморе». Скорая гибель постигнет и прежде могучую Ассирийскую державу: «И прострет Он руку свою над севером, и уничтожит Ассирию, и обратит Ниневию в пустошь, в пустынные и необитаемые места» (Цефанья 2:4-15).
Важная часть пророчеств Цефаньи относится к последнему периоду истории, когда евреи будут возвращены на свою землю. «В то время Я приведу вас и соберу вас, — передает пророк слова Б-га, — и сделаю вас именитыми и прославленными среди всех народов земли, когда возвращу пленников ваших…» (там же 3:20). «Тогда, — предрекал пророк от имени Б-га, — Я изменю язык народов и сделаю его чистым, чтобы все призывали имя Б-га и единодушно Ему служили» (3:9). Комментаторы поясняют, что в те времена, после падения армии царя Гога, все народы будут говорить на святом языке Торы и в согласии осуществлять замысел Творца мира (Ибн Эзра и Радак).
В 3316 году /444 г. до н.э./ Цефанья передал пророческую традицию своему ученику Йирмие (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).
Похоронен в Сирии (Седер адорот 3280).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей