Из цикла «Хроника поколений», темы: Конец времен, Йоэль, Народы мира, Пророки, Саранча, Александр Кац
Йоэль бен Петуэль (יואל) — пророк в период Первого Храма.
В 3190 году /570 г. до н.э./ получил пророческую традицию от своего наставника Михи (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).
Йоэль предсказал нашествие саранчи, которое приведет страну к губительному голоду (Йоэль 1:2-20). Пророк призывал народ к раскаянию, чтобы предотвратить надвигающееся бедствие, — но для подлинного раскаяния, по его образному выражению, нужно было «рвать сердца свои, а не свои одежды» (там же 2:13).
Значительная часть пророчеств Йоэля посвящена заключительному периоду еврейской истории, когда Творец возвратит изгнанников на свою землю. «В те дни и в то время, когда Я верну пленников в Иудею и в Иерусалим, — говорит пророк от имени Б-га, — Я соберу все народы …и буду судить их за Мой народ, за удел Мой — народ Израиля, который они рассеяли среди народов, и за землю Мою, которую они разделили» (4:1-2, Раши). Комментаторы поясняют, что слова «Я соберу все народы» подразумевают нашествие царя Гога из страны Магог. Вскоре после возвращения евреев из изгнания армии многих народов сойдутся к Иерусалиму, чтобы покорить святой город, — и Творец будет сражаться за Свой народ (Радак и Мальбим).
Тогда «Египет (т.е. земля потомков Ишмаэля) станет пустошью, а Эдом (земля наследников Рима) будет безлюдной пустыней за насилие над сынами Израиля, чью невинную кровь они проливали в своих странах» (4:19, Радак и Мальбим). «И отомщу Я за кровь их, еще не отмщенную» (4:21), — передает Йоэль обещание Б-га.
В те грозные дни, когда Всевышний проявит Свои «знамения на небе и на земле — кровь и огонь, и столбы дыма», спасение для евреев будет лишь на святой земле: «…на горе Сион и в Иерусалиме останутся спасшиеся, те, кто взывают к Б-гу» (3:3-5). «И возгремит Б-г с Сиона, и подаст Свой голос из Иерусалима, и содрогнутся небо и земля, — предсказывает Йоэль, — но Б-г станет убежищем для Своего народа и оплотом сынам Израиля» (4:16).
С тех пор «Йеуда и Иерусалим будут навечно заселены — во веки веков» (4:20).
В конце времен все евреи поднимутся на высочайшую духовную ступень пророческого постижения: «И будет, Я изолью Мой дух на всякую плоть, и станут пророчествовать ваши сыны и дочери ваши, вашим старцам будут сниться вещие сны и юноши ваши будут видеть пророческие видения» ( 3:1).
Йоэль продолжал пророчествовать еще в царствование Менаше, правившего до 3283 года /477 г. до н.э./ (Седер олам раба 20; Седер адорот).
Передал пророческую традицию своему ученику Нахуму (см.) (Седер адорот 3240).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).