Из цикла «Хроника поколений», темы: Миха, Пророки, Разрушение Храма, Александр Кац, Геула
Миха (מיכה) — пророк в период Первого Храма.
Происходил из города Морейши в Йеуде (Миха 1:1, Радак).
В 3160 году /600 г. до н.э./ получил посвящение от своего наставника — пророка Йешаи (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).
Миха сетовал на разложение семьи и общества, стремительно влекущее страну к гибели: «Все ради кровопролития устраивают засаду, друг друга ловят в сеть. …Сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка против своей свекрови — враги человеку домашние его» (Миха 7:2-6).
«Слушайте же, — взывал пророк, — главы дома Яакова и правители дома Израиля, возненавидевшие правосудие и искривляющие прямое, строящие Сион на крови, а Иерусалим — на несправедливости! Главы народа судят за мзду, и священники обучают за плату, и пророки гадают за деньги, но на Б-га уповают, говоря: “Ведь Б-г среди нас — не придет на нас бедствие!”. Поэтому-то из-за вас будет распахан Сион, как поле, и Иерусалим станет руинами, и гора Храма — лесистой высоткой» (там же 3:9-12).
Но «в конце времен» сыны Израиля будут прощены и снова возвратятся на свою землю. И тогда в эпоху мира и глубокого постижения Торы, сыны Израиля «будут сидеть каждый под своей виноградной лозой и под своей смоковницей, и никто их не устрашит» (4:1-4).
Последние три стиха из книги Михи, в которых говорится о безграничном милосердии Творца, составляют основную часть молитвы Ташлих, произносимой в День Суда — Рош ашана: «Кто, Б-г, подобно Тебе прощает грех и не вменяет в вину проступки остатку Своего наследия? Ты не держишь вечно Своего гнева, но любишь миловать. Ты опять смилуешься над нами, скрыв беззакония наши. И Ты ввергнешь в глубины моря все наши грехи. Ты явишь истину Яакову и милость Аврааму, как Ты поклялся нашим праотцам в древние времена» (7:18-20).
В 3190 году /570 г. до н.э./ пророк передал посвящение своему ученику Йоэлю (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).
Миха продолжал пророчествовать также и в царствование Хизкии (см.), правившего до 3228 года /532 г. до н.э./ (Миха 1:1; Йирмия 26:17-19; Седер адорот).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?