Из цикла «Хроника поколений», темы: Пророчество, Пророки, Александр Кац, Цари Израиля
Идо (עידו) — пророк в период Первого Храма.
Жил в пределах колена Йеуды (I Мелахим 13:1). Его жена была сестрой красавицы Авишаг, ухаживавшей за царем Давидом (см.) в дни его старости (Пиркей дераби Элиэзер 33; Оцар ишей аТанах, Идо).
Начал пророчествовать в годы правления царя Шломо (см.) (Седер адорот 2935).
Входил в состав суда мудрецов, возглавляемого пророком Ахией Ашилони (см.) (там же 2892).
Назван в Танахе «человеком Б-жьим» (иш Элоким) (I Мелахим 13:1, Раши).
Когда правитель северного царства Яровам установил двух золотых тельцов и сам стал служить одному из них на жертвеннике в Бейт-Эле, Идо пришел, чтобы предостеречь его. Приблизившись к жертвеннику, на котором стоял царь, Идо предрек: «Этот жертвенник развалится и рассыплется пепел, который на нем». Яровам указал рукой на дерзкого пророка и повелел: «Схватите его!» И в это мгновение рука царя окостенела, а жертвенник, на котором он стоял, развалился. Тогда Яровам попросил Идо: «Умоли, прошу, Г-спода, твоего Б-га, и помолись обо мне, чтобы я снова мог владеть своей рукой». По молитве Идо рука царя ожила. Яровам тут же пригласил пророка на трапезу в свой дом, но тот отказался, так как Всевышний запретил ему вкушать пищу или пить в Бейт-Эле. Однако на обратном пути его нагнал другой пророк из Бейт-Эля, которому очень хотелось накормить и напоить Идо в своем доме. И ради этого он солгал, сказав Идо: «Я тоже пророк, как и ты, и ангел передал мне слово Б-га: “Приведи его обратно в твой дом и пусть он поест хлеба и напьется воды”.» Они вернулись, и пока они сидели за столом, Всевышний, действительно обратился к тому пророку, предупредив: за то, что Идо, ослушавшись запрета, ел и пил в Бейт-Эле, он не будет похоронен в гробнице своих отцов. На обратном пути на Идо напал лев и убил его, но не разорвал тело и не тронул осла, на котором ехал пророк.
Погребен в Бейт-Эле (I Мелахим 13:1-32, Раши и Радак; Седер адорот 2964).
Шемая (שמעיה) — пророк в период Первого Храма.
Наряду с пророком Идо (см.), входил в состав суда мудрецов, возглавляемого Ахией Ашилони (см.) (Седер адорот 2892).
Когда в 2964 году /796 г. до н.э./, после смерти царя Шломо (см.), десять северных колен взбунтовались против власти его наследника Рехавама, именно Шемая убедил Рехавама не идти против непокорных колен войной. Он передал царю слова Творца: «Не поднимайтесь на войну с вашими братьями, сынами Израиля! Возвратитесь каждый в свой дом, ибо от Меня это было» (I Мелахим 12:16-24; Седер адорот).
На четвертый год своего правления Рехавам отошел от соблюдения законов Торы и с тех пор вводил в грех весь народ Йеуды. На пятый год его царствования, в 2969 году /791 г. до н.э./, в страну вторглась армия египетского фараона Шишака и осадила Иерусалим. В эти дни Шемая явился к царю и его сановникам, чтобы передать им грозные слова Б-га: «Так говорит Б-г: Вы оставили Меня. За это и Я оставляю вас в руках Шишака». А когда под воздействием слов пророка царь и его сановники раскаялись, Всевышний передал через Шемаю слова примирения: «Они покорились Мне, и Я их не истреблю, дав им возможность избавления. Мой гнев не прольется на Иерусалим рукою Шишака. Однако они станут его вассалами, чтобы знали, каково одновременно служить Мне и царствам земным». Фараон Шишак захватил Иерусалим, но не разрушил его, а лишь увез с собой сокровища Храма и царского дворца (II Диврей аямим 12:1-9; Седер олам раба 16; Седер адорот).
Написал хронику царствования Рехавама, который правил до 2981 года /779 г. до н.э./ (II Диврей аямим 12:15; Седер адорот).
Шемая был убит полководцем Башей, захватившим в 2986 году /774 г. до н.э./ власть над северным царством (Мидраш-агада, Бемидбар 30:9; Оцаришей аТанах, Шемая аНави).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?