Личный пример — это главное орудие влияния, воздействия и воспитания. Исправляя себя, работая над своим качествами, мы подаем личный пример окружающим — и таким образом способствуем их исправлению. Особенно личный пример важен в воспитании детей: дети внимательно наблюдают за родителями и учителями и подражают им — в плохом и в хорошем, поэтому на воспитателях и родителях, которые представляют собой ролевые модели для воспитанников, лежит огромная ответственность за свое поведение и за то, какое влияние оно оказывает на детей.
Оглавление
Светоч для народов [↑]
«А сейчас, если будете внимать голосу Моему и хранить завет Мой, то будете Мне дражайшим уделом из всех народов. И будете Мне царством священников и святым народом» — с такими речами обращается Вс-вышний к Моше перед Синайским откровением (Шмот 19:5-6), с тем чтобы он передал их сынам Израиля. Поясняет Сфорно, что исполнив условия договора — внимать голосу Господа и хранить Его союз, — еврейский народ достигнет желанной цели: быть Светочем для всех остальных народов и быть достойным примером служения Вс-вышнему.
В этих словах содержится ответ на вопрос — почему иудаизму чуждо миссионерство. Тора говорит нам, что мы не должны идти к народам и учить их, как жить. Мы должны сами исполнять завет Вс-вышнего, демонстрируя возвышенное поведение, естественным образом вызывающее уважение и восхищение. Только таким путем еврейский народ может и должен повлиять на все остальные народы.
Об этом же говорит пророк Йешаяу, описывая события конца дней и прихода Машиаха: «И пойдут народы на свет твой и цари на отблеск сияния твоего» (60:3), «И нарекут вас священниками Господа» (61:6).
«Сначала исправь себя!» [↑]
Не надо ждать прихода Машиаха, чтобы совершенствовать себя. Служить хорошим примером для других должен каждый из нас — всегда. Нашей истории известно немало случаев, когда отдельные личности сумели духовно подняться и очень сильно повлиять на других, в том числе — и на неевреев.
Талмуд учит: «сначала исправь себя, а лишь затем — других!» Многие люди стремятся влиять на других людей и «борются за сферы влияния», но в действительности человек может влиять только на самого себя. Влияя на себя, он, таким образом, влияет на других. Личный пример — это главное орудие в воспитании, влиянии и воздействии.
Личный пример важен абсолютно во всех сферах нашей жизни, и Тора неоднократно говорит об этом. В книге «Маор Эйнаим» гаон раби Меир Варджани а-Коэн, один из мудрецов Джарбы, дает совет человеку, идущему собирать пожертвования: чтобы его слова проникли в душу к слушающим, и чтобы те открыли перед ним свои сердца и карманы, он сам должен показать личный пример и первым внести свои деньги. Ведь сказано: «Возьмите от себя приношение Б-гу, каждый щедрый сердцем пусть даст приношение Б-гу» (Шмот 35:5), то есть вы, собирающие милостыню, сначала возьмите ее от самих себя, и тогда «каждый щедрый сердцем даст приношение Б-гу».
И так во всем: если мы хотим, чтобы наш супруг (супруга) был более терпеливым — станем терпеливее по отношению к нему; если мы хотим дружеской обстановки на работе — начнем дружелюбно относиться к коллегам; если мы хотим теплых добрососедских отношений — первыми окажем знак внимания своим соседям.
Конечно, чем большим авторитетом обладает человек, тем больше воздействия на окружающих он оказывает. Но каждый человек — даже самый обычный и рядовой — является примером для тех, с кем он сталкивается каждый день, и от каждого зависит — какой именно пример он показывает. Особенно личный пример важен в воспитании детей.
Моше, фараон и личный пример [↑]
Когда Моше попросил у фараона позволить им покинуть Египет, чтобы служить Б-гу, тот спросил: «Кто же пойдет?» Моше ответил: «С юношами и старцами пойдем, с сыновьями и дочерьми…» (Шмот 10:9), а фараон соглашается отпустить только мужчин. Комментарий «Заит Раанан» объясняет, что спор Моше с фараоном сводился к тому, брать ли детей на служение Б-гу или лучше оставить их в Египте.
«Одним из принципов служения Б-гу, — пишет он, — является душевный покой». Если человек хочет приблизиться к Творцу, ему нужно спокойствие, особенно, чтобы маленькие дети не тревожили его. Поэтому, — утверждал фараон, — если вы возьмете их с собою в пустыню, служить Творцу вы уже не сможете. И если вы с этим не согласны, значит, вы не служить собираетесь, а просто хотите сбежать от меня.
Но Моше Рабейну говорит о том, как важно приобщить детей к служению Б-гу, показать им личный пример, чтобы и они усвоили весь дух этого служения. Моше хотел взять детей с собой, и так должен делать всякий отец, отправляющийся на молитву в святые места.
Ролевые модели [↑]
Каждый родитель и учитель должен наглядно представлять для детей правильную ролевую модель. Невозможно переоценить силу воздействия зрительных образов. Раши говорит нам, что определенные образы укрепляют веру (комментарий на Шмот, 20:19), и книга Кузари (3:5) поощряет нас изобразить узловые моменты еврейской истории. То, что мы видим, производит на нас огромное впечатление. «Ролевые модели» необходимы для демонстрации идей, которые мы хотим передать нашим детям, используя столь важное для этого чувство зрения.
Другое важное преимущество ролевого моделирования состоит в том, что это не прямолинейное обучение. Ребенок сам наблюдает и делает из этого выводы. Такой тип учения так же важен для детей, как и для наших мудрецов. Как говорит Талмуд, то, чего мудрецы достигали своими усилиями, они особенно любили (Бава Кама, 17б).
Любовь к собственным выводам и заключениям — выражение того факта, что человек инстинктивно любит самого себя. Эта любовь распространяется на то, чем он владеет, и на его идеи. То, что мы воспринимаем, как нашу собственную Тору, имеет для нас особое значение.
Наши дети невероятно внимательно наблюдают за нами и могут осознавать наши чувства и ценности. Как говорит рав Цадок Акоэн, действия ребенка обнаруживают то, что скрыто в душе у родителей (Цидкат Ацадик, раздел 63). И Хазон Иш писал, что ученики больше учатся на примере действий, а не слов учителя (Эмуна увитахон, гл. 4, раздел 16). Это правило распространяется и на отношения родителей и детей.
Самодисциплине научить еще труднее, чем насадить дисциплину сверху. Как говорит рав Гирш, большинство детей видят недостаток самодисциплины своих родителей. Родители дают команды, но сами так не делают. Может быть, поэтому так трудно научить детей самодисциплине. Но в доме, поистине основанном на Торе, дети видят, как родители подчиняют себя Творцу, и эта субординация служит воодушевляющим примером для детей (рав Гирш, Йесодот ахинух, часть 2, стр. 56).
Личный пример в воспитании детей [↑]
Личным примером родители могут воспитать детей такими, какими они действительно хотят их видеть. Но для этого им самим нужно в первую очередь воспитать себя. Когда дети видят, с какой заботой и уважением родители относятся к их бабушке с дедушкой, они учатся выполнять заповедь кибуд ав ва-эм. Если родители уважают друг друга, так же будут поступать и их дети. Если родители с радостью делятся друг с другом, с друзьями, соседями, дают монету нищему, дети учатся щедрости и бескорыстию.
Мы в глазах наших детей — пример для подражания. Они без устали наблюдают за нами и подмечают все наши реакции и особенности поведения. Их интересуют малейшие проявления наших эмоций, особенно — в экстремальных ситуациях.
Дети замечают (и затем повторяют!) то, как родители реагируют на критику или претензии, на неприятные ситуации, на непослушание детей; каким образом родители преодолевают трудности.
Наши дети перенимают у нас шкалу оценок, которые мы, как они видят, даем тем или иным обстоятельствам. Они отмечают, что вызывает у нас наиболее сильную негативную реакцию: плохая оценка в дневнике или недостойное поведение по отношению к соседскому ребенку. Карандашные рисунки на обоях или — драка с одноклассниками. Они запоминают, какие события нас больше всего радуют: встреча с другом, к примеру, или приобретение нового наряда. Их память фиксирует, на что мы с большей легкостью тратим деньги: на благотворительные нужды или на покупку новой мебели.
Если родители внимательно относятся ко всем вопросам, связанным с заповедями, будь то омовение рук, молитва, благословения, учеба, дети будут повторять за родителями, и выполнение заповедей станет частью их жизни.
Как часто мы, желая «добра» детям, играем, проповедуем и призываем к тому, что «нужно и правильно», а не к тому, что является частью нас самих. Мы не можем обманывать своих детей: они понимают и чувствуют нас гораздо лучше, чем мы их. Сын инстинктивно ощущает, когда отец ханжески поучает его: поступай, как я говорю, а не как я сам поступаю. Очевидно, что эффективность такого нравоучения без личного примера равна нулю. Но пример есть — пример ханжества, поэтому не следует удивляться, что единственным результатом подобного воспитания станет ханжество и двуличие детей.
Если родители знают, что сами очень далеки от совершенства в какой-то области, им не следует требовать выполнения того, что они сами сделать не в силах.
Дети прекрасно умеют «читать между строк» и быстро усваивают маленькие хитрости, замеченные у взрослых. Ребенку достаточно несколько раз услышать, как родители говорят неправду (или даже неточно передают факты) — и урок уже будет усвоен. Стоит ребенку лишь заметить, что правду можно слегка видоизменять, он начнет «перекраивать» ее для своей выгоды.
Порой лицемерие уживается даже в домах, где соблюдают заповеди. Например, ребенка учат в школе и дома, что лашон ара — серьезный грех. Но достаточно ему услышать, как мама нелестно о ком-то отзывается, и он почувствует, что она лицемерит. И в школе, и дома ребенка уверяют, что гнев — это плохая черта характера и с ней необходимо бороться, а папа по малейшему поводу выходит из себя. Ребенку внушают, что евреи должны стремиться радостно принимать жизнь такой, как она есть, — жить бэсимха, а дома царит атмосфера вечной критики и недовольства.
Воспитание детей — это воспитание самих себя, а «исправление» людей — это собственное самосовершенствование. Помня об этом, каждый человек, а особенно — воспитатель, учитель и родитель — удостоится увидеть, как, благодаря воздействию его личного примера, мир вокруг него меняется к лучшему.