Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Выкупающий пленного за сто динаров или дающий подаяние бедному в сто динаров, что есть все, чего бедному недостает, не сравнятся с тем, кто выкупит десять пленных или восполнит недостающее десяти беднякам, каждому по десять динаров.»Орхот цадиким. Щедрость
Тема

Иштадлут

Б-г управляет всем в нашей жизни. Тогда зачем делать что-то самому, зачем прикладывать усилия?

Иштадлут — это общее обозначение всех тех действий, усилий (стараний) и предосторожностей, которые человек предпринимает, чтобы улучшить свою безопасность, здоровье, экономическое состояние, найти подходящий шидух и т.д. Иштадлут — это наша обязанность. Вместе с тем, существует также обязанность полагаться на Вс-вышнего, битахон. Истинный путь лежит в нахождении правильного баланса между этими двумя обязанностями во всех сферах жизни.

Оглавление

Битахон и иштадлут [↑]

Существуют две, на первый взгляд, противоречащие друг другу обязанности. С одной стороны, мы обязаны верить в то, что Вс-вышний управляет миром и что ничего не проиcxодит без Его разрешения. Вс-вышний является источником как всех наших радостей, так и всех наших бед, и за решением наших проблем нужно обращаться к Hему. Автор книги Ховот аЛевавот, рабейну Бахье, объясняет, что такое осознание называется битахон и оно проявляется во внутреннем спокойствии и уверенности, что все от Вс-вышнего.

С другой стороны (Ховот аЛевавот, Шаар аБитахон, гл. 3), человек обязан предпринимать усилия, чтобы добиться целей, которые Б-г ставит перед ним в жизни. Поэтому мы обязаны заботиться о своем пропитании, здоровье и безопасности. И в этом состоит иштадлут.

Получается, что есть обязанность прилагать усилия и есть обязанность верить и надеяться на Б-га и не прилагать усилий, которые противоречат этой вере.

Какие усилия считать приемлемыми? [↑]

Иштадлут — это общее обозначение всех тех действий, усилий и предосторожностей, которые человек предпринимает, чтобы улучшить свою безопасность, здоровье, экономическое состояние, найти подходящий шидух и так далее.

Человеку кажется, что его усилия, иштадлут, помогают ему достичь того, что ему нужно. Однако в действительности всё это выглядит как «противодействие постановлению Царя» (Тосафот, Бава Кама, 85), и не стыкуется с нашей отчётливой верой, что всё, что бы ни происходило, — постановление Свыше.

Когда старания приемлемы и необходимы, а когда — запрещены? Можно выделить три основных правила.

1. Нельзя предпринимать усилия, которые противоречaт Воле Творца. То есть нельзя зарабатывать себе на жизнь воровством или запрещенной работой в шабат.

2. Усилия должны быть реальными и иметь немалый шанс на успех. Искать работу — иштадлут. Покупать лотерейный билет — пустая трата денег.

3. Усердие не должно становиться обсессивным. Излишнее усердие уже переходит за рамки обязанности «иштадлут». И здесь очень многоe зависит от обстоятельств и от человека. Не всегда с первого взгляда на ситуацию можно определить, предпринимает ли человек лишние усилия или лишь необходимые. Но важно помнить, что действия и усилия сверх необходимых по Закону — не что иное, как отрицание власти Вс-вышнего в мире (кфира).

Когда усилия уже не нужны… [↑]

Рав Ицxак-Зеев Соловейчик, знаменитый Брискер Ров, во время Войны за Независимость Израиля находился в Иерусалиме. Город обстреливала арабская артиллерия. Брискер Ров обычно во время артобстрела очень нервничал, метался и пытался найти место побезопаснее. Некоторым казалось, что артобстрелы очень плохо действовали на нервы Брискер Рова. Однажды он оказался заперт в каком-то помещении во время очередного обстрела и, к удивлению окружающих, в абсолютном спокойствии стоял на месте. Его спросили: «Ребе, почему когда было куда бежать или спрятаться, Вы так нервничали, а сейчас, когда ничего сделать нельзя, Вы совершенно спокойны?»

«В других случаях, — ответил рав Соловейчик, — я мог и был обязан предпринимать какие-то действия для выполнения заповеди спасения своей жизни. И я нервничал, думая, правильно ли я выполняю эту заповедь: нужно же искать самое безопасное место. Я переживал, правильно ли я установил алаху, должен ли я был делать именно то, что я делал. А сейчас ничего не поделаешь, Вс-вышний уже сам за меня решил, где мне находиться, и поэтому мне нечего волноваться!»

В чем смысл обязанности «иштадлут»? [↑]

Мудрецы говорят, что всё, что приходит к человеку, пришло бы к нему и без его усилий. И тем не менее, на человека возложена обязанность делать усилия. Творец, который поместил человека в этот мир, желает, чтобы тот вёл себя в нём мудро и действовал в соответствии с законами этого мира. Еврейские мудрецы часто упоминают правило: «Нельзя полагаться на чудо».

Однако, несмотря на необходимость «стараться», человек должен чётко осознавать: сами действия как таковые не могут ему помочь, только Творец даёт желаемое (после того, как человек приложит необходимые для этого усилия). Сказал царь Шломо в книге Мишлей (3:5): «Полагайся на Б-га всем сердцем твоим, а на свою мудрость не опирайся». Это учит нас, что полагаться на Творца следует в полной мере, осознавая, что наша мудрость не может служить нам опорой.

Йосеф и излишние старания [↑]

Мудрецы говорят (Берешит Рабба 89:3): за то, что Йосеф-праведник сказал виночерпию фараона (сар а-машким): «Если же ты вспомнишь обо мне, когда тебе будет хорошо, и сделаешь мне милость, и напомнишь обо мне фараону, то выведешь меня из этого дома» (Берешит 40: 14), а не положился на Творца, Небеса постановили, что он проведёт в тюрьме ещё два года.

Комментаторы спрашивают: за что Йосеф был наказан? Ведь, прося сар а-машким напомнить о себе фараону, он лишь выполнял обязанность «старания», которая возложена на каждого. На это есть несколько ответов.

Один из них, рабби Шимона Шкопа (приводится в книге Зивхэй Шай, стр. 178), состоит в том, что запрещено «стараться» чересчур. Ведь чрезмерным старанием человек показывает, насколько большое значение имеет для него само «старание». Его поведение свидетельствует: человек полагает, что его бурная деятельность может ему помочь. Первой части просьбы Йосефа: «Если же ты вспомнишь обо мне…» было достаточно. За то, что он добавил: «и напомнишь обо мне…», он был наказан. Из-за этого лишнего слова возникало впечатление, что Йосефу недостаёт веры.

Хазон Иш пишет в книге Эмуна у-Витахон, что запрещено делать усилие, которое явно не может помочь. Египетская аристократия тех дней была известна своей неблагодарностью, поэтому не было сомнения, что виночерпий забудет про Йосефа и не станет ходатайствовать за него перед фараоном.

Побольше заработать? [↑]

Особенно люди любят свою погруженность в работу объяснять тем, что они обязаны усердно зарабатывать себе на пропитание. А между тем, в Талмуде сказано: «Пропитание человека устанавливается ему от Новолетия до Новолетия, кроме затрат на соблюдение субботы и обучение детей Торе» (Бейца 16а). Т.е. всё, что касается пропитания и, в частности, финансовый успех устанавливается для человека по результатам суда в Рош а-Шана.

Но для того, чтобы переправить всё заслуженное им «с Небес на землю», человеку необходимо приложить определённые усилия со своей стороны. В этом состоит одно из проклятий, посланных нам после греха первого человека, как сказано (Берейшит 3:17-19): «…а Адаму сказал (Б-г): так как внял ты голосу жены своей и отведал от запрещённого древа, проклята земля из-за тебя, в муках будешь кормиться от неё все дни свои… в поте лица будешь есть хлеб…».

До греха [Адама] земля взращивала уже готовую к употреблению пищу, а мидраш, выражаясь аллегорически, говорит, что ангелы разбавляли человеку вино и жарили мясо (здесь говорится также о разных видах постижения Торы, которая уподобляется мясу и вину). Сам же человек был полностью избавлен от бытового бремени и мог целиком посвятить себя главной и единственной цели, ради которой был сотворен, — постижению Творца и соблюдению Его воли.

После греха Адама все изменилось, и теперь, для того, чтобы добыть себе пропитание, необходимо приложить усилия. Однако по мере духовного роста человека и его приближения к Создателю, он исправляет в себе те дурные свойства, которые явились следствием этого греха, таким образом, уменьшая влияние проклятия и «освобождаясь» от необходимости чрезмерных стараний. А сэкономленные время и силы, соответственно, направляются в «духовные» сферы. Праведники, находившиеся на самом высоком уровне, порой совсем игнорировали иштадлут, полагаясь только на помощь и опеку Вс-вышнего. Этого уровня они достигали путём тяжёлой работы над собой в течение многих лет.

В любом случае, чрезмерное усердие не сможет привести к результатам, превосходящим те, что были заранее установлены для данного человека в Новолетие. Усилия, которые мы прилагаем, добывая пропитание, не причина, по которой нам посылают пропитание, а только стороннее условие для его получения — исполнение проклятия Адама.

Выводить материалы

Гади Поллак

Политформация

Выборы в Израиле и Хафец Хаим

Хафец Хаим

Как известно, Толдот Йешурун и наш сайт не занимаются политикой, но мы не можем остаться в стороне от выборов, которые состоятся в Израиле через несколько дней. В связи с этим публикуем письмо крупнейшего раввина последнего века, создателя алахического кодекса законов «Мишна Брура», принятого всеми религиозными евреями, — раби Исраэля-Меира аКоэна из Радина. Дай Б-г, чтобы выборы в Израиле приблизили наш народ к избавлению. Нам представляется, что голосование — это личное дело каждого, а те, у кого есть вопросы, пусть спрашивают у своих раввинов.

Уровень человека 24 Пути упования. Глава 6

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

Исполнение заповедей является залогом спокойной жизни в Эрец-Исраэль. Седьмой год подтверждает это правило.

Рав Арье (Лев) Кацин

Когда приходит чудо?