Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В комментах к прошлому посту у некоторых наших читателей обнаружились пробелы в информации по поводу связи между прилагаемыми усилиями (иштадлут) и результатом.
Тема сложная (почти как "все предопределено, но свобода выбора - в наших руках"), но мы все-таки попробуем разобраться, пусть даже "на кончике вилки".
Гмара (Мегила 6б) говорит:
"Сказал рабби Ицхак: если скажет тебе человек "я старался - и не нашел" - не верь, "я не старался - и нашел" - не верь, "старался и нашел" - верь. Это то, что касается Торы. Успех же в повседневных делах - это полностью помощь свыше".
То есть - успех в повседневных делах не зависит от "я старался". Так может, ничего делать и не надо? Нет, надо, поэтому написано "повседневные дела"(במשא ומתן) - те, которые ты делаешь. И тут перед нами в полный рост становится вопрос: если то, что я делаю, никак не влияет на результат - зачем это делать? А если надо делать - то почему это не влияет на результат? И вообще, зачем такие сложности?
Для начала проиллюстрируем, как это работает:
Самая нудная часть работы над любой книгой - работа над ошибками. Это когда уже готовую книгу надо перелопатить вдоль и поперек, на тему "если я пропущу ошибку - ее обязательно найдут читатели".
Ошибки - это очень странный предмет: когда их ищешь - то их какбэ нет. Они начинают всплывать только когда ты, лежа на диване, просто читаешь книжку. Но по причине того, что подготовка любого проекта к печати обычно делается, когда все сроки уже прошли - просто лечь на диван и почитать становится некогда. Поэтому приходится выискивать недоработки, сидя за рабочим столом - именно тогда, когда они от тебя прячутся.
В нашем новом проекте охоту за ошибками одновременно вели семь человек: один редактор, один корректор, один переводчик, один аффтор, один издатель (он не обязан был это делать, но решил нам не доверять) и два специально подобранных очень въедливых йекке, сопровождавших проект с самого начала и поэтому знакомых со всеми его тонкостями. Каждый составлял список недочетов (от орфографических ошибок в тексте до фактологических и алахических неточностей в иллюстрациях) и отправлял его графическому дизайнеру и аффтору соответственно. После того, как все семеро получали новую исправленную версию - все начиналось сначала. Так повторялось шесть раз, пока обновленная версия не вернулась к графическому дизайнеру без исправлений. Сорок два человеко-раза проверок.
Теперь, когда у ошибок уже не было шанса, весь материал отправился в типографию. Но еще не для печати. Сначала делаются пробные оттиски - для последней проверки (цвет, порядок страниц, фокус и т.д.). Перед тем, как аффтор получил эти оттиски для утверждения - их проверили (и утвердили) семь человек: все вышеперечисленные плюс графический дизайнер. Аффтор, не обращая внимания на подгоняющие крики из телефона и восклицательные знаки из мейла, добросовестно проверил все от корки до корки, позвонил посыльному и попросил его доставить оттиски обратно в типографию, вместе с письменным разрешением начинать печать. Посыльный обещал прибыть через десять минут.
Через десять минут он не прибыл. "Застрял в пробке на въезде" - подумал аффтор и присел на лавочку подождать. Чтобы не сидеть без дела, решил еще раз пролистать оттиски. Начал с середины. Страница 43. Ответ на вопрос номер 10: "Дата, согласно плакату Сфират а-Омер, 3 Сивана. На картинке "Кидуш Левана" (стр.30-31) висит объявление..." Так, давай посмотрим, что там за объявление... Стоп! На странице 30-31 никакого Кидуш Левана нет, а есть, наоборот, детская поликлиника...
Когда посыльный тормознул возле моего дома, графический дизайнер уже был оповещен о проколе, а когда оттиски прибыли в типографию, все было исправлено в лучшем виде. После того, как книжка вышла, ни читателями, ни командой больше не было обнаружено ни одной ошибки.
А теперь посмотрим: ошибка, несмотря на десятки проверок, оставалась на месте до самого конца. После того, как вышли пробные оттиски, у нее не было никаких шансов быть обнаруженной. Если бы шлиах приехал вовремя - она так и осталась бы в книжке. Если бы аффтор не начал листать оттиски, сидя на скамейке перед домом - он не нашел бы ошибку. Если бы аффтор начал листать сначала - он не успел бы дойти до страницы 43. Понятно, что здесь была однозначная помощь свыше. Но если бы не усилия аффтора - то все осталось бы, как есть. И, тем не менее, именно помощь свыше, а не усилия аффтора исправила положение.
То есть - правило звучит так:
"Если мы не предпринимаем усилий - мы не получим ничего. Если же усилия предприняты - полученный результат никак с ними не связан".
Как было сказано в машале Хофец Хаима - наши усилия это всего лишь плата за доставку посылки, и эта плата не имеет никакого отношения к содержимому самой посылки.
Грубо говоря - мы играем в игру: Вс-вышний "делает вид", что все происходит без Его участия, а мы "делаем вид", что от нас что-то зависит, ни на секунду не забывая при этом, как все обстоит на самом деле.
Вот вам еще парочка машалим по теме:
А теперь - последний вопрос: зачем? Почему Творец требует от нас усилий, если на результат они никак не влияют?
Ответ тут очень простой. Вс-вышний дал нам свободу выбора, а для того, чтобы ее обеспечить, этот мир должен вертеться "естественным образом", тот, кто хочет ошибиться - может ошибиться. Если бы не прилагаемые нами усилия - каждому коню было бы понятно, что все результаты обеспечены свыше, а это отбирает свободу выбора.
И все-таки мы можем влиять на результаты и даже на ход истории. Нет, не с помощью иштадлута. Армию, работу и выборы никто не отменял, но не они влияют на результат. На результат влияют наши мицвот, наше изучение Торы и даже наши мысли. Если кто-то хочет узнать подробней от том, как это работает - учите Нефеш а-Хаим, и будет вам щасте.
Теги: пробелы в информации, Кухня, Комикс