Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Любовь, Ита Минкина
Здравствуйте. А подскажите, пожалуйста, где и что можно почитать о том, как рассказывать ребёнку о Всевышнем. С какого возраста? Сейчас моему сыну годик, и я уже готовлюсь к его вопросам. Спасибо большое за Ваш ответ!
Здравствуйте, спасибо за Ваш вопрос!
От года и старше вера во Всевышнего воспитывается так:
· «Спасибо, Ашем, за то, что Ты дал нашему мальчику такие хорошие игрушки, что сегодня такой приятный день, что светит солнышко, что у нас такой хороший мальчик, что у нас есть такие вкусные яблоки, что Ты дал маме сил помыть всю посуду, что у мамы получился такой вкусный торт». Маленькие дети быстро понимают, что взрослые говорят друг другу спасибо за конкретные вещи. Есть динамика благодарности. И тут мама говорит спасибо Кому-то Невидимому, но Кто явно есть, раз Он это дал и мама говорит Ему спасибо.
· Приучать малыша к благодарности вообще. Это начинается в этом возрасте, даже если пока он еще не умеет говорить. Вы кладете ему что-то в ручку и говорите за него: «Спасибо». И когда он Вам что-то дает, Вы говорит ему тоже: «Спасибо». Малышам нравится играть в эту «игру», а благодарность — это неотъемлемое качество верующего человека.
· До еды и после еды тоже говорить спасибо, даже уже начиная кормить, чтобы не томить малыша: «Спасибо, Ашем, за вкусную еду!» Хотя это очень похоже на то, что написано выше, еда — это отдельный «параграф» воспитания веры.
· Научить его различать красоту жизни и радоваться ей: птицы, цветы, их форма и запах, муравьи, маленькие животные, приятный ветерок, луна, звезды. Верующий человек должен быть эмоционально богатым, чтобы уметь ценить многообразие и красоту жизни и щедрость Творца, эту жизнь Сотворившего, восхищаться этим.
· Если Вы видите самолет, красивое высокое здание, подъемный кран, что-то, что естественным образом вызывает восхищение маленького ребенка, то нужно обратить его внимание на это и сказать: смотри, как Ашем (или Б-г, или Творец, так, как Вам удобнее называть Б-га; главное, чтобы это было у Вас естественно, без напряжения) дает людям умение строить такие прекрасные здания.
· Вы, конечно, уже поняли идею: всё, достойное удивления, восторга интереса маленького ребенка — а детям всё интересно, всё ново, — нужно уметь ненавязчиво отметить: «Как хорошо, что Б-г это создал». Но это должно быть сказано ненавязчиво, между делом, чтобы стало естественным фоном, а не нотацией. То, что звучит естественно, мило, мягко, — становится частью личности, а то, что звучит как нотация, сурово, то отторгается. Поэтому, если сомневаетесь, то лучше промолчать, чем сказать. Но в этом возрасте это нормально — дети все принимают. Это потом, когда им становится лет 7-8, от этого лучше отказаться или говорить такое очень нечасто, и лучше принимать то, что ребенок говорит, и соглашаться с ним, и смотреть на то, на что он обращает внимание мамы. Маме лучше слушать и принимать с участием те моменты веры, о которых говорит ребенок, чем говорить самой.
· Когда малыш спросит, где Б-г, лучше сказать — на небе. Но отдельно оговорить, что самолет и облака — это самолет и облака. Называть всё своими именами, чтобы у ребенка не сложилось искаженного представления.
· Хорошо почаще говорить, что Б-г его — малыша — очень любит. И маму любит, и папу любит, и бабушку, и т.д. Малышам очень нравятся эти перечисления. И они воспринимают это совершенно естественно и правильно, что Б-г их любит. Это взрослому человеку странно, ему кажется, что любовь Б-га нужно заслужить, а маленький ребенок воспринимает всё очень гармонично: Б-г его любит и иначе и быть не может.
· То есть важно, чтобы Б-г был не некой отвлеченной духовной субстанцией, а частью эмоционального мира ребенка, чтобы — как говорит мама — Б-г его любил, обожал, заботился о нем, дарил ему блага и радость. Это так и есть на самом деле, и, чтобы ребенок рос с Б-гом в душе, чтобы он рос эмоционально богатым и психологически устойчивым человеком, ему надо об этом рассказывать, в этом воспитывать.
· Не говорить ребенку, когда он подрастет, что Б-г его накажет, что Б-г его не любит — за какие-то дела и проступки. В жизни взрослые — родители и воспитатели — обычно не скупятся на гнев, на выговоры, когда ребенок выводит их из себя, и лучше всего в этом смысле Б-га оставить в покое.
· На сайте есть мои лекции по книге рава Шломо Вольбе, мой совет Вам их послушать, вопрос, который Вы задали рассматривается там, начиная с третьей лекции.
С уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский