Темы: Еврейские знакомства, Знакомства, Хана Лернер, Страх перед будущим
Здравствуйте! Я — религиозная еврейка, а мой друг, молодой человек, хорошо относиться к Иудаизму, но ничего не соблюдает. Мы хотим пожениться. Очень хочу создать настоящую еврейскую семью, живущую по законам Торы, иметь много еврейских детишек. Но я очень боюсь, что будущий муж не сможет оставить свой образ жизни… При этом я всегда читаю в книгах и статьях о семейной жизни, что нужно всегда стараться сохранять Шлом Байт, мир в семье, даже если один из супругов ещё не пришёл к Торе, нужно спокойно и терпеливо помогать ему идти в правильном направлении. Я очень боюсь, что не справлюсь с этой задачей, тем более что проблема в главном: посоветуйте, пожалуйста, что делать? Н.
Дорогая Н.,
Я разделяю Вашу тревогу. Когда люди решают построить еврейский дом, один из самых главных моментов — чтобы они находились на приблизительно одинаковом религиозном уровне. Иногда возможно небольшое неравенство. Вы сейчас находитесь в другой ситуации: Вы — религиозный человек, который сделал сознательно свой выбор в жизни. Ваш молодой человек — вполне возможно, что очень достойных качеств и очень правильный по жизни человек, но он очень далёк от того уровня, на котором Вы находитесь. Вполне возможно, он и сам думает, что когда вы поженитесь, что-то может измениться без каких-то особых усилий с его стороны, потому что он наверняка хочет видеть Вас в качестве своей жены. Выходить замуж в такой ситуации — это очень большая авантюра. Нужно постараться дать ему возможность сделать свой собственный выбор в религиозном плане, он должен стать таким же бааль-тшува, как и Вы. Он может только начать соблюдать, начать учиться, но он должен уже быть хоть в какой-то степени на религиозном пути.
Я думаю, первое, с чего он может начать, это пойти учить Тору — например, в вечерний колель в своем городе, или через интернет, или поехать хоть на какое-то время в ешиву (в Израиле есть система колелей — для людей, которые учатся и работают, и хорошая ешива для русскоязычных — Толдот Йешурун, тел. координатора 0548440215). Может быть, познакомить его с какими-то религиозными семьями, к которым можно приходить на субботу. Чтобы он почувствовал, что такое религиозная жизнь, изнутри. Тогда он сможет сам выбрать — нужна ли ему религиозная жена, религиозная семья, ведь, увы, не все готовы на это пойти… Через живых людей он прочувствует и поймет, что такое религиозная жизнь. Но это должно быть его решением.
То, что Вы цитируете, — что ради мира и согласия в семье женщина должна терпеть, — сказано о парах, которые уже были женаты к тому моменту, когда один из них начал возвращаться к Традиции. В такой ситуации раввины обычно советуют подождать, дать время второму супругу, не давить на него, набраться терпения, проявлять уважение к нему как к личности — создать ему все условия для приближения к Торе и ждать, когда он сделает свой личный сознательный выбор, не расходиться сразу.
В вашей ситуации делать это очень рискованно. Ваш избранник, скорее всего, не очень понимает, какой жизнью Вы живёте и какой жизнью он должен будет жить в будущем. Когда вы поженитесь, для него это может оказаться очень большой неожиданностью. Вы захотите, чтобы он делал, как должно быть, как Вас учили, с точки зрения Торы. Для него это будет очень большим ударом по самолюбию: он мужчина, кто главный в доме! Я боюсь, что Ваша молодая семья не сможет поднять такого большого груза…
Важно, чтобы у него появился свой личный интерес к еврейской жизни, это не должно быть только Ваше влияние. Итак — познакомить его с религиозными семьями, послать на «семинар» — на пару недель в ешиву и т.д. Дай Б-г, чтобы он принял правильное решение. Но если он узнает о еврейской жизни и не захочет ее — как можно за него выходить замуж?
С уважением, Хана Лернер
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский