Темы: Еврейские знакомства, Знакомства, Правила шидуха, Финансовые вопросы, Ицхак Сильвер
Уважаемые раввины, У меня неприятный вопрос. Мы женились через шадхана и заплатили ему деньги. Но, к сожалению, развелись. Должен ли нам шадхан вернуть деньги? А., Иерусалим
Уважаемый А.,
Принято, что обе стороны платят шадхану либо после эрусин, либо после свадьбы. Эта сумма варьируется: иногда платят 1000$ каждый человек, иногда 2000$ каждый человек, как это принято в данном месте. Как я слышал, в обществе русскоязычных баалей-тшува эта сумма ниже, это может быть 500 или 1000$ с каждой стороны. Интересно, что минhаг а-маком, т.е. обычай в общине этого места: в Иерусалиме принято платить даже самым близким родственникам за состоявшийся шидух, в Бней-Браке самым близким — нет, а просто родственникам надо платить.
Теперь Ваш вопрос. Вы говорите: пусть он вернёт деньги, ведь в результате наш брак получился неудачным. Но по Закону шадхан Вам ничего не должен вернуть. На что это похоже? Например, Вы вызвали сантехника, чтобы он Вам сделал трубу для стока воды с крыши, заплатили ему, а потом ирия (муниципалитет) разрушила Вашу пристройку, потому что она не была оформлена документально до конца. Должен ли инсталлятор Вам вернуть деньги за трубу, которой Вы так и не воспользовались? Нет.
То же самое и в Вашем случае. Шадхан сделал свою работу, потратил время и даже деньги на телефонные разговоры, организовал Вам встречу, возможно, даже «вёл» Ваш шидух. Он сделал свою работу и должен получить за неё деньги. Возможно, ему тоже не очень приятны эти деньги. Ведь в результате Ваш брак не состоялся, в нём не было брахи. Но по Закону он Вам ничего не должен.
С уважением, Ицхак Сильвер
Читайте: Еврейские знакомства
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его