Темы: Женщина, Депрессия, Молитва, Благодарность, Ита Минкина, Забота о себе, Внутренний мир
Здравствуйте, спасибо всем сотрудникам сайта. Хотелось бы задать вопрос Ите Минкиной. Ита, здравствуйте. Хотелось бы поблагодарить Вас за Ваши удивительные рассказы и уроки на сайте. Все они дарят надежду, свет и радость. И это драгоценное лекарство для души. Я никак, никак не смогу здесь выразить, насколько всё это прекрасно… и ценно, и помогает. Барух Ашем (Слава Б-гу)!! Спасибо Вам. Всех Вашей семье благословений от Всевышнего.
Если можно хотелось бы задать Вам вопрос по Вашим урокам — Врата молитвы. Говорю об историях и примерах в начале, например, о маме, которая оставила ребенка за огородом и, только когда он начал кричать, что там собаки, впустила его. Или о человеке, который сказал: если, Всевышний, Ты не поможешь, — я умираю. И Он помог. Или о папе в море, который оставил дочку в волнах, но из-за её крика вернулся. О паре, у которой не было детей: рав Пинкус отвёз мужа в пустыню, и там он так молился, что Всевышний услышал.
Вот человек молится так, и никак не описать ощущение того, что ему не хватает, его чувство «лишенности», такое оно огромное. Его сердце разбито, и оно плачет, и у него даже нет слов. Он молится.
И в 5-ом уроке говорится: ничто не приносит благословение так, как радость, а печаль — наоборот. И человек подумает: может, я был не на том пути и должен был радоваться, искать радость всеми силами. Может, на радость Всевышний ответит... Но он чувствует, что вся сила его молитвы в том, что он — как та дочка в море…
И он хочет начать радоваться, но чувствует, что как бы оставляет своё стремление, как будто: «И так я могу, могу радоваться, ведь у меня есть много радости». И скоро внутри всё сопротивляется и кричит, что нет, нет… Что же будет со мной без того, о чем я прошу?.. И человек дальше молится Всевышнему и верит...
Хотелось бы спросить: как быть спокойным в такой ситуации, сознавая, что радость тоже со мной? Что Всевышний не оставит меня из-за того, что я, наверно, не радуюсь? Как объединить это, что сделать? Спасибо Вам ещё раз за всё. N.
Уважаемая N.,
Большое спасибо за Ваши слова. Я счастлива знать, что уроки интересны, что они приносят пользу. И, конечно, все дело в удивительной книге рава Пинкуса. Не все, что есть в книге, можно вместить в рамки урока, так что, когда она выйдет на русском (перевод сейчас готовится к изданию), то, конечно, принесет нам и радость, и пользу.
Вы пишете: «…он чувствует, что вся сила его молитвы в том, что он — как та дочка в море… И он хочет начать радоваться, но чувствует, что как бы оставляет своё стремление, как будто: “И так я могу, могу радоваться, ведь у меня есть много радости”. И скоро внутри всё сопротивляется и кричит, что нет, нет… Что же будет со мной без того, о чем я прошу?..»
Если я правильно понимаю Ваш вопрос, то Вы спрашиваете, как можно чувствовать радость и молиться с радостью, если так многого еще не хватает и есть острая необходимость в чем-то, чего пока не получили...
Наверное, сложно однозначно ответить на этот вопрос и, наверное, нет единственного ответа. Есть, возможно, пути, на которых мы справляемся с этим вопросом...
Мы видим что-то красивое, слышим какое-то интересное высказывание или музыку, можем встретить интересного человека, услышать забавное замечание и т. д. Это не просто так, это тоже от Творца, Который проявляет к нам таким образом Свою любовь. Обычно чувство такое: «Если Он не дал мне того, что я у Него так прошу, значит, Он не любит меня или не слышит» (не дай Б-г). И, хотя головой мы понимаем, что это не так, детское чувство обиды, что ЕСЛИ мне не дали того, что я хотел, так МНЕ НИЧЕГО БОЛЬШЕ И НЕ НАДО и я даже смотреть на это не буду...
Возможно, время того, о чем мы просим, еще не пришло, но это не должно означать, что всю дорогу ДО ТОГО мы будем отворачиваться от всего хорошего, что Б-г нам посылает. Можно представить, как будто Он Вам говорит: «Я знаю, что ты очень ждешь того, о чем просишь... И поверь, есть причина тому, что Я пока задерживаю это. Но знай, что Я люблю тебя, люблю твои молитвы и посылаю тебе маленькие знаки того, что Я с тобой»…
Как сказал один из хасидских ребе: «Человек — это язык, на котором говорит Б-г», то есть вся реальность жизни человека — это язык которым Б-г говорит с ним. И, если человек приучается радоваться даже в небольшой степени (а каждое усилие в этом направлении ценно, даже крошечное), то этим он доставляет радость Б-гу (так пишет рав Таубер). И этим он показывает Б-гу, что умеет ценить Его подарки — и большие, и маленькие. А тому, кто умеет ЗАМЕЧАТЬ маленькие подарки И РАДОВАТЬСЯ им, стОит делать и большие...
Человек как бы говорит Б-гу: «Я умею радоваться Твоим благам, я благодарен Тебе!». Речь идет о малом: о концерте, на котором Вы были и Вам понравилось, о книге, которую прочли, о красках осени, о вкусной шоколадке, о смешной шутке...
Мы всегда в руках Б-га, даже когда тонем в море, не дай Б-г. И понимание того, что Он всегда с нами, ни на минуту, ни на секунду нас не оставляет. Оно должно существовать хотя бы на уровне основы и хотя бы исподволь сопровождать нас. Иначе — как вообще можно прожить эту жизнь?..
И когда забываем (а забыть так легко...), то напоминать себе. И это понимание само по себе — основа радости. Мы не начнем от этого понимания танцевать на улице (хотя могли бы, будь оно в нас мощнее), но хотя бы какой-то отблеск радости или облегчения это нам дает... Как поется в старой песне на идиш: «На востоке — это Ты, и на западе — это Ты, на юге — ты, и на севере — Ты, наверху — Ты, и внизу — Ты, всё, что есть, — это только Ты!..» Или в другой песне, современной: «И даже при сокрытии (Лика), и при сокрытии внутри сокрытия (то есть во тьме внутри тьмы)… и за тяжелыми событиями, которые происходят с тобой, — стою Я…»
Стараться делать то, что приносит Вам удовольствие, и после этого молиться, исходя из этой радости или удовольствия. Петь или танцевать, если Вы это любите, готовить, рисовать, гулять, смотреть на облака, общаться с приятными Вам людьми, общение с которыми окрыляет или развлекает Вас, и все, что угодно, к чему у Вас лежит душа.
Еще раз спасибо за теплые слова, благодаря таким письмам, как Ваше, мне хочется продолжать запись уроков. Желаю Вам всего доброго и чтобы то, о чем Вы молитесь, сбылось к радости в самом скором времени,
С уважением, Ита Минкина
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
6 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
4 декабря, отвечает Хана Лернер
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Эльяким Залкинд
Почему Яаков побоялся подниматься по лестнице?
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Леви Гдалевич
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»