Темы: Отношения с семьей, Еврейская женщина, Беременность, Молитва, Ита Минкина, Внутренний мир
Уважаемая Ита Минкина, большое спасибо за ваш ответ на мой вопрос.
Меня очень мучает один вопрос. Дело в том, что у меня, наверное, еще не очень сильная сила веры. Мне это очень грустно осознавать, но получается, что когда я встаю перед каким-то испытанием, то у меня не хватает сил сделать правильно.
Сейчас я очень переживаю из-за одной вещи. На этих выходных к нам приезжали родственники моего мужа из Израиля. Его тётя попросила меня купить три вещи, но я не все смогла купить. В том числе она попросила купить ей соус на основе винного уксуса и виноградного сока. Она говорит, что в Израиле ей очень острый вкус у таких соусов, и поэтому просила из-за границы. Дело в том, что этот соус не кошерный. Я не смогла ей отказать (так как подумала, что, если я не куплю, она купит это в шаббат и это будет еще хуже). Я очень переживаю что с моей помощью в Святую страну был ввезен некошерный продукт. Мне стыдно, что я не смогла сказать нет. Теперь меня мучают кошмары по ночам (я вообще очень впечатлительная, а сейчас беременна третьим ребёнком), и мне очень страшно. Страшно, что Б-г от меня отвернется потому, что я себя не пересилила. Страшно, что Он перестанет меня слышать, страшно, что у меня не будет Его благословения, страшно, что что-то случится с моей семьёй, страшно, что я не смогу из-за своих грехов приехать в Израиль (я еще не была и очень хочу).
Самая страшная фраза в Торе для меня — «и будет отвергнута душа его от народа». Мой муж не хочет со мной говорить на эту тему, он говорит, что не любит плача над разлитым молоком и мне сейчас нельзя нервничать. А что мне делать? Позвонить его тёте и попросить выбросить эту бутылку? Я бы ей с удовольствием прислала кошерную, но я не смогла найти в интернете. Я как-то не могу это все оставить, думаю, что если бы я с ней поговорила честно до того, как купила, то, может, она меня и поняла бы. А так я сама себя загнала в угол, врать, что не нашла этот соус, я не могла. Я надеюсь, что Вы мне ответите. Я хотела обратиться именно к Вам, так как Вы меня уже поддерживали. Спасибо заранее, Н.
Дорогая Н.,
Когда совершаешь какое-то действие, а потом убеждаешься, что это была ошибка или проявление слабости, то чувствуешь себя очень неуютно… И наше дурное начало начинает говорить нам вещи такого плана: «Никогда ничему не научишься…», «Ну что за беспринципное поведение?!» или: «Вот увидишь, Б-г тебя покарает!!» и т.п., что, конечно, «мобилизует», «дает силы» справляться с трудностями и вообще… «стимулирует»…
Этого-то и добивается наше дурное начало — йецер а-ра, цель которого — лишить нас веры в себя, внести растерянность в «стан противника» — наш «стан» — и вообще лишить нравственных сил… Дурное начало часто действует по отработанной схеме:
1. Преувеличить значение поступка в наших глазах, раздуть его возможные последствия.
2. Вызвать у нас острое негативное к себе отношение и непреходящее чувство вины.
3. Сильное чувство вины вызывает ощущение тревожности, потерю покоя, сна. И как следствие этого — раздражительность, потерю радости и терпения при общении с близкими и т.д.
Читая Ваше письмо, я в который раз убедилась, насколько хорошо мы умеем приписывать Б-гу запреты (с полагающимися за них карами), о которых Он ничего не говорил! Помните Еву (Хаву)? Разговаривая со змеем, она сказала, что Б-г не только есть от Древа познания добра и зла запретил, но и дотрагиваться до него тоже! А Б-г этого не запрещал! Это Хава от себя добавила.
Мы тоже часто «от себя добавляем», приписываем Б-гу законы, которых Он не давал! Честное слово, ни в одной священной книге нет ни слова о том, что Б-г лишает еврея права приехать на Святую Землю из-за того, что тот купил некошерную еду другому еврею… Если бы это было так, мало кто из репатриантов из бывшего СССР смогли бы приехать в Израиль…
Б-г отворачивается от евреев из-за нарушения семейных связей. Еврей, который избегает запрещенных интимных связей, называется — святым! Да-да, простой с виду человек, следующий Его повелениям в этой области, по закону Б-га — свят. От святого еврея Б-г не отворачивается!
Б-г слышит любого человека. Всегда. Даже вора, если тот помолится перед «делом» о благополучном исходе. Серьезно! Это не шутка! Б-г может сразу или не сразу ответить на молитву. Например, Он может взять молитву и «применить» ее к другому фактору жизни человека, о котором тот не подумал молиться. Но молитва принимается всегда! И тем более слышима Им! Давайте вместе подумаем: если бы Б-г действительно не принимал молитвы человека, совершившего ошибку, то какие молитвы у Него остались бы? Ведь еще царь Шломо (Соломон) сказал: «…нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы» (Коэлет 7, 20).
«И будет отвергнута (отсечена) душа его» — сказано о конкретных и очень серьезных грехах… Эта страшная кара — не за каждый проступок… И лучше всего знать — за какие именно, потому что такими карами не бросаются…
Как видите, дурное начало не сидит сложа руки… Поэтому и мы должны не сидеть сложа руки, а сопротивляться его вражеским проискам! Если он видит такую замечательную еврейскую женщину, как Вы, которая несмотря на все объективные трудности старается выполнить волю Творца, он найдет тот самый случай, когда у нее не очень получилось. И обрушит на нее весь свой арсенал, чтобы испортить ей настроение, чтобы она не смогла насладиться радостью от того, что выполняет волю Творца и строит по ней свой дом! Ну и что, что не вышло на этот раз? В следующий раз — лучше получится!
Вы можете возразить: а как же раскаяние? Евреи должны раскаиваться в своих дурных поступках… Это совершенно верно! Но мы должны четко представлять себе: когда речь идет о раскаянии, угодном Б-гу, а когда мы сами себе просто жизнь отравляем…
Так вот. Раскаяние, результат которого — радость и желание исполнять волю Творца, — это правильное раскаяние. А когда раскаяние приводит нас к подавленному состоянию, ощущению отдаленности от Б-га, — это лишнее. Этого Б-г от нас не требует! Он хочет, чтобы мы служили Ему в радости, а сильное чувство вины не приводит к радости, а уводит от нее…
Однажды я брала интервью у одной известной рабанит. Она сказала интересную вещь: «Самая главная заповедь женщины — это быть радостной».
Теперь по сути Вашего вопроса:
1. Честно говоря, я сомневаюсь, что даже если Вы позвоните тете и попросите выбросить эту бутылку, она послушает… Скорее всего, нет… Пожалуйста… Не терзайте себя больше… Сказано у наших мудрецов, что слова Торы может исполнить только тот, кто прежде допустил нарушение. Да-да. Знаете, почему? Потому что такой человек теперь будет вдвойне осторожен в этом вопросе…
2. Стоит задуматься, что делать, если эта ситуация повторится: что ответить тете или другому родственнику? (В ответах у рава Ашера Кушнира можно найти разбор множества ситуаций, связанных с родственниками и кошерной едой).
3. Вы пишете: «врать, что не нашла, я не могла». Это свидетельствует о Ваших высоких душевных качествах! Неспособность соврать, переживание о совершенном проступке — свойства души высокого уровня! (У дурного начала имеется спортивный интерес именно к высоким душам — отравить радость служения Б-гу… А как же…)
С уважением и искренним ощущением, что, если бы все евреи переживали так, как Вы, что не смогли удержать от греха другого еврея, то давно пришел бы Машиах…
С пожеланием здоровья и благополучия всей Вашей семье, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский