Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Женщина не обязана выполнять заповедь «плодитесь и размножайтесь»? Звучит забавно…

Темы: Еврейская женщина, Беременность и роды, Предохранение от беременности, Мирьям Климовская, Материнство

Уважаемые раввины. Решив прочитать материал по книге заповедей, наткнулась на такую запись: «И, просматривая эти 248 заповедей “делай”, мы обнаружим, что 60 из них относятся к заповедям, обязывающим каждого еврея… 57. 212-я — плодиться и размножаться. И эту, 212-ю заповедь, женщины не обязаны выполнять». Понятно, что это дословный перевод, но звучит забавно. И оставим в стороне природное желание женщины иметь детей (поэтому и нет необходимости «обязывать» её выполнять мицву). Разве позволит раввин здоровой замужней женщине прекратить рожать после двух детей? И в чём тогда проявляется для женщины «не обязана» выполнять? А.

Отложить Отложено
Отвечает Мирьям Климовская

Дорогая А.!

Насколько я понимаю, Ваш вопрос — теоретический. Женщина, которая по какой-либо причине не желает беременеть, должна вместе с мужем обратиться только к раввину, уполномоченному решать такие вопросы. А на теоретический вопрос можно дать общий ответ по нескольким пунктам.

1) Решение о предохранении от беременности принимает только рав, основываясь на законе Торы, и мы, со своим «здравым смыслом», не можем до конца понять, по какой причине принимается то или иное решение. Кроме того, этот вопрос не принято обсуждать с другими людьми — это противоречит правилам скромности. Так что правильно, чтобы о каждом решении знали только те, к кому оно напрямую относится — раввин и супружеская пара.

2) Если женщина здорова, но испытывает психологическую потребность передохнуть, не беременеть — обычно ее желание учитывается при принятии решения.

3) Хотя женщина не обязана выполнять эту заповедь, ее муж обязан. И если она по своей воле не рожает детей, она тем самым подводит его. В этом случае справедливо было бы «отпустить» его и дать возможность выполнить заповедь с другой женщиной. Если в браке каждый выполняет только то, что он обязан по букве закона, и не более, а судьба супруга ему совершенно безразлична — они никогда не станут единым целым и их невозможно назвать семьей.

4) Если женщина не хочет иметь детей, она может или не выходить замуж вообще, или выйти за мужчину, который изначально бесплоден. Мужчина же, если он не бесплоден, обязан создать семью с женщиной, способной и желающей рожать, даже если ему удобней оставаться холостяком. (Если женщина сама бесплодна, нужно обсудить с раввином возможность брака для нее).

5) То, что женщина не обязана выполнять заповедь, проявляется, в частности, в том, что предохранением от беременности, если оно разрешено, занимается именно женщина и средства для этого — соответственно, женские.

6) Двое детей из Вашего примера (сын и дочь) — это минимум, достаточный, чтобы заповедь «плодитесь и размножайтесь» считалась выполненной. Положение человека, уже выполнившего заповедь, в соответствии с законом — иное, чем положение того, кто ее еще не выполнил. Понятно, что и в этом случае решение о послаблениях может принимать только раввин.

7) Рав Исраэль-Яаков Каневский (Стайплер) как-то сказал женщине, не желавшей иметь детей: если таким образом она надеется избежать лишних забот и боли, то это невозможно. То, что человеку суждено испытать, он обязательно испытает — просто оно придет из другого источника. И действительно, часто можно слышать от нерелигиозных родственников: как можно выдержать такое количество детей, мы и с одним-двумя столько натерпелись! То, что им полагалось вытерпеть с десятью детьми, было «сконцентрировано» в этих двух. Но счастье и радость, которые приносит нам каждый рождающийся ребенок, невозможно испытать только с одним — этого нам дается намного больше! Всевышний хочет, чтобы мы приводили в мир новые души, и за каждую из них нас ждет особая награда. В этом отношении иметь много детей «выгодно».

8) И, наконец… давайте вернем на почетное место природное желание женщины иметь детей — зачем оставлять его в стороне?

С уважением, Мирьям Климовская


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.