Темы: Ципора Харитан, Женщина, Депрессия, Беременность, Молитва, Забота о себе
Мы в браке много лет, а детей нет. Все беременности закончились выкидышами. Обращались к репродуктологам. Но — увы.
Как решиться на ещё попытки? N.
Уважаемая N.,
Наверное, нет для женщины ничего тяжелее и психологически, и физически, чем ряд беременностей, которые оборвались. Каждый раз не только тяжелые физические страдания, но и страшная душевная тяжесть, и ощущение собственной «неполноценности» как женщины, и смерть мечты.
Недаром даже наша праматерь Рахель сказала Яакову: «…дай мне детей; а если нет, я умираю» (Берешит 30:1). И когда Яаков на нее рассердился («…разве я на месте Б-га, лишившего тебя плода чрева?» — там же, стих 2), то, как пишут комментаторы, Всевышний рассердился на самого Яакова: так не разговаривают с женщиной, у которой еще нет детей…
Но хочу рассказать Вам что-то, что в моих глазах является очень утешительным. Один из моих самых уважаемых учителей, рав Менахем Бурштейн, который стоит во главе организации «Махон ПУА» (лечение бесплодия в соответствии с Галахой), говорит пока еще бездетным парам: если они живут в 21-ом веке, это значит, что с вероятностью до 99, 9% у них будут дети, с Б-жьей помощью. Так как Всевышний открыл нам совершенно невероятные пути репродуктологии.
Сегодня считается, что Израиль — на одном из самых первых мест в мире в области репродуктологии. Вы в письме не указываете, где живете, но рекомендую проверить израильские варианты (а также американские и немецкие).
Если Вы гражданка Израиля, Вы получаете право на репродуктологическое лечение по очень низким ценам, пока у Вас нет двух здоровых детей.
Поэтому призываю Вас не отчаиваться — несмотря на всю тяжесть этих попыток. Есть две замечательные организации, которые помогают в лечении бесплодия, а главное — в нахождении подходящих специалистов. Это «Махон ПУА» (02-6521-50-50) и «Бонэй Олам» (03-949-12-12). Если Вы не говорите на иврите, можно к ним обратиться на английском.
Кроме того, возможно, нужно несколько месяцев полностью отдохнуть от всех этих попыток и поискать, что бы Вам и мужу как паре могло доставить радость и удовольствие.
Очень часто, когда у пары не получается родить ребенка, супруги настолько сосредоточиваются на неудаче, что у них уже нет нормальной семейной жизни. А очень часто отдых и обновление помогают потом женскому организму «ответить» на лечение гораздо более позитивно.
И, конечно же, первое и последнее, и постоянное — не переставайте молиться.
В истории с Рахель комментаторы объясняют: она полагалась на то, что Яаков — праведник, и просила его молиться за нее. Яаков же понимал, что никакая молитва не доходит до Всевышнего так, как молитва женщины, у которой еще нет детей, которая чувствует всю глубину боли от этого. Поэтому Яаков хотел своей «грубостью» подтолкнуть ее молиться самостоятельно, не полагаться на него. И сказано, что, в конце концов, — это то, что ей помогло. И, с Б-жьей помощью, пусть поможет и Вам.
С уважением и пожеланием, чтобы Ваши молитвы как можно скорее были услышаны, Ципора Харитан
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Око за око, зуб за зуб... Как подобному проявлению жестокости может быть место в Б-жественной книге? Где всепрощающее милосердие и охватывающее весь мир добро?
Рав Натан Агрес
Рав Барух Лехт
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Берл Вайн
В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Моше Пантелят
Рав Ефим Свирский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Для праведников существует много путей искупления