Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Из-за греха Евы на женщине лежит 9 проклятий, включая смерть и прокалывание ушей?

Темы: Воспитание детей, Грех, Женщина, Беременность, Смерть, Роды, Проклятие, Жизнь, Мирьям Климовская

Правда ли, что из-за греха Евы на женщине лежит 9 проклятий: смерть, месячные, кровь девственницы, тяготы беременности, роды, воспитание детей, покрытие головы — как будто она находится в трауре, прокалывание отверстий в ушах, лишение права на свидетельство, и после всего этого приходит смерть? N.

Отложить Отложено
Отвечает Мирьям Климовская

Уважаемая N.!

Возможно, у Вас есть какой-то авторитетный источник, где перечислены именно эти проклятия, но мне этот источник незнаком. Поэтому буду говорить о том, что известно лично мне.

В тексте Пятикнижия приводятся следующие проклятия женщине: «Жене сказал Он: Премного умножу муку твою и беременность твою, в мучении будешь рождать детей. И к мужу твоему вожделение твое, он же будет властвовать над тобой» (Берешит 3:16).

Предположим, что из перечисленного Вами сюда можно отнести «месячные, кровь девственницы, тяготы беременности, роды, воспитание детей». Но во всём этом кроется также залог величайшей радости и неограниченные возможности самореализации женщины.

Беременность, при всех неудобствах, многими женщинами воспринимается как самое счастливое время. Некоторые отмечают особый свет на лице будущей мамы, которая удостоилась чести вынашивать новую жизнь.

И роды, тяжелый и болезненный процесс, многие женщины при помощи разных психологических техник и упражнений превращают в незабываемое, возвышенное и прекрасное переживание. А что говорить об удовлетворении мамы, которая видит, как ее дети, несмотря на все трудности, растут счастливыми и достойными людьми!

Более того, человек устроен так, что то, что дается ему легко, он не ценит, и любой результат радует его в зависимости от усилий, приложенных для его достижения.

Конечно, всем хотелось бы избежать страданий: и женщине рожать без боли, и мужчине заниматься всегда именно тем, к чему лежит душа, а не «пахать» в поте лица на нелюбимой работе (см. проклятие мужчине, там же, 17-19). Но это будет возможно, когда мы общими усилиями приведем мир к совершенству.

Однако принцип «заработал — получил по заслугам» существовал и до грехопадения, после него изменились только обстоятельства, в которых мы должны зарабатывать свою награду. Теперь чаще всего ее нужно «выстрадать».

Да, в конце жизни каждого человека приходит смерть. Но мы верим, что смерть в этом мире — это только врата в мир духовный, где достойные люди получают вечную награду за свои дела. И на самом деле, бессмертие и даже избыточное долголетие, как было до Потопа, само по себе могло бы обернуться для человека проклятием.

Только человеку, находящемуся на уровне Адама и Хавы до грехопадения, бессмертие было бы во благо. Когда они в результате греха утратили этот уровень, бессмертие было отнято у них. Причем вследствие первородного греха смертными стали все люди: и Адам, и Хава, и все их потомки, т. е. это не было особым проклятием именно женщине.

О связи траура с покрытием головы мне ничего не известно. Возможно, у других народов есть обычай покрывать голову в знак траура, но о таких обычаях у евреев я не слышала. По еврейской традиции голову покрывают и мужчины, и мальчики, и замужние женщины. А девушки освобождены от этой обязанности.

Традиция, предписывающая замужней женщине покрывать голову, имеет много объяснений, но о какой-либо ее связи с грехом первой женщины лично мне не известно.

Также мне ничего не известно о проклятии прокалывания ушей. Думаю, современные женщины и мужчины, увлекающиеся пирсингом и прокалывающие себе не только уши (причем в нескольких местах сразу), но и все остальные мыслимые и немыслимые части тела, вовсе не считают свое увлечение осуществлением проклятия.

Испокон веков люди прокалывали себе уши и нос для красоты. Например, из Торы и комментариев к ней мы знаем, что еврейские женщины отказались отдать свои украшения для создания золотого тельца, и тогда мужчины вынули серьги из своих ушей, т. е. в те времена и мужчины носили золотые серьги.

Единственное «отрицательное» упоминание о прокалывании ушей мы встречаем там, где речь идет о еврейском рабе. Если он по окончании семилетнего срока своего рабства хочет добровольно его продлить, то ему прокалывают ухо у дверного косяка. Насколько мне известно, с еврейскими женщинами такие обряды проводить нельзя. И я не знаю, можно ли это символическое действие как-то связать с тем, что у женщин всех народов принято украшать себя серьгами.

Насчет свидетельства в суде — действительно, есть мидраш, который связывает то, что женщина не может свидетельствовать в суде, с ее ролью в первородном грехе. Но многие наши учителя указывают на то, что этот запрет оберегает достоинство женщины. Ведь, если говорить о суде Торы, свидетелей принято допрашивать с особым пристрастием, чтобы исключить возможность лжесвидетельства.

Также могут появиться другие свидетели, заявляющие, что первые не пригодны для свидетельства, при этом публично обсуждаются детали их личной жизни. Те, кто признан лжесвидетелями, получают наказание, предназначавшееся подсудимому, вплоть до смертной казни. И не забудем: согласно закону, у евреев не было палачей, и наказание, опять-таки — включая смертную казнь, осуществлялось самими свидетелями.

А тенденция призывать девушек в армию и учить их военному делу появилась в государстве Израиль только в последние несколько десятилетий, и то множество девушек, даже нерелигиозных, стремятся этого избежать. Убийство, даже по суду, — не женское дело!

К тому же, кроме женщин есть еще множество категорий граждан, непригодных для свидетельства, и вовсе не из-за каких-то своих недостатков. Это и близкие родственники, и несовершеннолетние, и самый что ни на есть кошерный свидетель, но — один, и, по многим мнениям… еврейский царь! Так что женщина в этом отношении находится «в хорошей компании».

Надеюсь, мне удалось в какой-то мере прояснить каждый из пунктов Вашего вопроса.

С уважением, Мирьям Климовская


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его