Темы: Женщина, Скромность в поведении, Положение женщины в обществе
Здравствуйте и большое спасибо за вашу работу. Уже много времени я хочу задать мой вопрос. Я работаю в крупной компании, в женском коллективе. Часть женщин — религиозные. Я по характеру спокойная, стараюсь поддерживать хорошие, доброжелательные отношения с сотрудниками. Серьёзно отношусь к работе. Но я чувствую — и это приносит мне внутренний дискомфорт — зависть со стороны других женщин.
Причем не только ко мне, но и к другим людям, которые, по их мнению, богаче, успешнее, чем они. Я никогда никому не завидовала, мне незнакомо это чувство. Я всего добилась сама. Но я ощущаю постоянный контроль с их стороны.
Сколько у меня одежды? А украшений? Что я ела на завтрак? «Коттедж» (вид творога) каждое утро — поэтому такая худая? Бутерброд с сыром — непозволительная роскошь: «гвина цеуба» (желтый сыр) — это дорого! Была за границей в отпуске, притом с детьми — не жалко деньги выкидывать? Побывала с детьми в музее — сколько стоил билет?
Говорила тихо по мобильному телефону: «С кем говорила? С мужем? С детьми? А ты что, никогда не кричишь в семье? Какой у тебя странный менталитет!» Даже количество детей (когда я начала работать — двое, сейчас я в декретном отпуске с третьим) вызвало недовольство: «А у меня больше детей, чем у тебя!»
Подскажите, как правильно себя вести? Так и хочется ответить: «Какое тебе до меня дело? Не вмешивайся в мою жизнь! У меня своя жизнь, а у тебя своя!» Но на работе лучше не хамить. Даже начальница отдела однажды призналась мне, что ей тяжело общаться с такими женщинами. Заранее спасибо. N.
Здравствуйте, N.
Ваш вопрос очень актуален. Как Вы говорите, даже начальнице бывает иногда тяжело. Предложу несколько идей, как себя вести, может быть, Вам что-то подойдет. Разделим на две части: как быть с самой собой и как вести себя по отношению к другим?
1. Наилучшая защита от зависти — это скромность. Вести себя скромно — это не только «не хвастаться направо и налево», из Вашего письма ясно, что такое Вам совершенно несвойственно.
А дело в том, чтобы осознавать и помнить постоянно: всё, что у меня есть, — это подарок. Закончила университет — Кто дал мне способности и возможности? Нашла работу — Кто мне помогает с ней справляться и дает здоровье ходить туда каждый день? Нет тяги к перееданию — Кто дал мне такой организм, который четко чувствует насыщение? У меня нет зависти — Кто наделил меня таким характером, что для меня это не такое большое испытание? Нормальные отношения с мужем и детьми — Кто это устроил?
Нам всем очень важно взращивать в себе чувство благодарности. Это то, над чем стоит постоянно работать — благодарить за всё и часто. Конечно, все достижения более чем заслуженные, понятно, что никто не раскатывает перед Вами ковровую дорожку и Вы добросовестно выполняете свою работу, но Кто дает силы на всё это?
2. Еще люди «поворачиваются хорошей стороной», когда мы принимаем их такими, какие они есть. Мы все хотим жить хорошо, в мире с собой и друг с другом. Сегодня не выспались, не успели толком позавтракать, обеспокоены минусом в банке — меньше душевных сил остается на то, чтобы терпеливо выслушать, вспомнить, что надо сказать спасибо и т. д. Так с каждым.
Мы обижаемся и сердимся, когда ощущаем, что люди «специально» хотят нас задеть. Но все преследуют только свои интересы. Злословят о нас не потому, что нас ненавидят, а для того, чтобы поднять СВОЮ самооценку. Подлизались к начальнику ради премии не потому, что хотят у нас отобрать, а потому что сами хотят денег. Вот такие мы, люди, ошибаемся и делаем другим больно, но чаще всего это — из-за нашей собственной душевной недостаточности, а не из сознательного желания навредить.
Мне очень помогает примерно такая молитва: А-Шем, передо мной — человек с душевной недостаточностью, как и у меня самой. Помоги мне отнестись к нему с пониманием, терпением, сочувствием, как будто он пришел ко мне за советом, как работать со своим свойством — завистью. Он знает, что это плохо, хочет исправиться, но постоянно попадает в одну и ту же яму. Помоги мне не сердиться на него.
Иными словами, мы обижаемся на других потому, что хотим, чтобы они были такими, как мы хотим, — добрыми, независтливыми, чтобы радовались за других. И когда их поведение не соответствует нашим желаниям, мы чувствуем, что у нас есть право на них обижаться. А ведь они — просто такие, как есть. Может, они сами чего-то хотят от нас, например, чтобы мы не обижались? И мы, и они правы в своих ожиданиях?..
Когда мы примем окружающих такими, какие они есть, — завистливыми, неуверенными в себе, — и, наоборот, отнесемся к ним с сочувствием (ведь им послано испытание и они стараются его выдержать, только не всегда получается), мы окажемся «на их стороне» и обида и негодование уйдут.
3. Если принять этот подход, можно «вслушаться», какая потребность стоит за их словами, и дать им то, что им нужно.
Спрашивают, сколько у Вас одежды? — Потому что чувствуют себя неуверенно в тех нарядах, которые носят сами. Вместо ответа на вопрос можно сказать: «Тебе очень идет эта юбка, блузка и т. д.» Насчет украшений — похвалите сережки. «Коттедж» на завтрак и вопрос о худобе — «у тебя, слава Б-гу, столько детей, а такая стройная». Дети в музее — «Ты думаешь, что мало времени проводишь со своими детьми?» Терпение с детьми и мужем — «Смотри, ты и на работе работаешь, и дома, да еще транспорт и пробки, у кого терпения хватит. Как ты так успеваешь справляться со всеми обязанностями?»
Они хотят похвалы, чтобы их заметили, отметили, поэтому и задают такие вопросы. Они не чувствуют уверенности и удовлетворения от той ситуации, которая сложилась в их жизни. Прислушайтесь к истинному смыслу их слов — и, даст Б-г, всё изменится.
Удачи Вам, легких родов, удовлетворения в семье и на работе. И чтобы вопросы продолжали возникать. Только задавая себе (а потом и другим) вопросы, мы духовно растем.
С уважением, Гитель Итахова
Арье Парнис
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Брейшит»
Рав Реувен Пятигорский
Неизвестный автор
Могила Йосефа в Шхеме. Фотография в цвете, 1850 год.
Рав Авраам Коэн
Библейский город Шхем находится в низине между двумя горами — Эйваль и Гризим. Как это написано в Библии, город Шхем и окрестности — это наследственный удел колена Йосефа. В настоящее время это огромный стотысячный арабский город, куда евреям въезд запрещен.
Рав Овадья Климовский
Сделали их слабыми, неспособными воевать и пустились убивать их всех...
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимон и Леви вступились за честь Дины, однако Яаков был недоволен произошедшим. Биография одного из основателей 12 колен Израилевых.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яакова постигает тяжелое испытание. Его дочь становится жертвой насилия.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Брейшит»
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Неизвестный автор
Интерьер гробницы Йосефа. Шхем, 1900 год.
Давид Робертс
Картина художника Давида Робертса. Могила Йосефа в городе Шхем.