Темы: Муж и Жена, Роли супругов, Мирьям Климовская, Самосовершенствование в браке
Здравствуйте, хочу задать такой философский вопрос — но для практики он тоже важный. Слышала такое выражение, что для жены муж — как Всевышний, поэтому его нужно слушаться, выполнять его желания. И так женщина совершенствуется в служении Всевышнему. Но это сказано, а как практически это исполнить? Что такого особенного муж для жены делает, что он уподобляется Ашему? Отношения двух уважающих друг друга людей, старающихся ужиться вместе, — это можно понять. Почему как Всевышний? Непонятно. (Тогда и женщина должна быть мужу как Всевышний). И еще. У меня может быть некоторое свое личное представление о Всевышнем — как Он меня любит, что именно мне дает, чего именно требует в жизни (другими словами, какие качества требуется развивать, что именно делать для людей) — а муж оказывается вообще в стороне от этих тем, он совершенно другой, и Б-г для него другой. Так как же он может для меня быть как Всевышний? И как относиться к недостаткам мужа? Если муж — это просто хороший человек, почти коллега, то можно быть терпимой до некоторой степени (и, конечно, похваливать коллегу). Но если это как Всевышний? Важная духовная опора жизни? Каждый его недостаток — это провал под моей ногой (он же опора!). И тут конечно, захочется исправлять эти недостатки (чтобы почва под ногами была крепкая), чего категорически не советуют делать и психологи, и еврейские семейные консультанты. Вопросов получилось много, спасибо за понимание. А.
Уважаемая А.!
Конечно же, человека нельзя сравнить с Всевышним, хотя бы потому, что мы сами не имеем представления о Нем. Всевышний безграничен, а наш разум ограничен рамками этого мира и способен оперировать только понятиями, имеющими определение, т.е. границы. В рамках этих понятий для нас доступно познать проявления Творца в этом мире и Его отношения с творением. А эти отношения мы можем понять на примере известных нам отношений между людьми. Тора и мудрецы сравнивают отношения между Творцом и творением в различных аспектах с отношениями царя и подданных, господина и слуги, отца и сына, мужа и жены и т.п. У каждого из аспектов свои особенности, но все эти сравнения являются лишь аллегорией. Так, например, отношения отца и сына характеризует то, что отец может быть строгим, и даже наказывать сына — для его же пользы, но при этом он обладает ничем не обусловленной любовью к нему, любовью не «за что-то», а лишь за то, что тот его сын. А сын, в свою очередь, стремится порадовать отца, выполняя его волю и стараясь соответствовать его ожиданиям, и при этом знает, что даже если он оступится и взбунтуется против отца, тот простит его, как только он захочет вернуться. Как Вы видите, ПРАВИЛЬНЫЕ отношения между людьми являются моделью отношений между человеком и Всевышним. И стремясь наладить идеальные отношения с другими людьми, мы получаем необходимые навыки, а также представление о том, чего ждет от нас Творец.
Отношения между супругами — нечто качественно отличное от всех остальных типов отношений. В идеале, муж и жена — самые близкие друг другу люди, которые за годы совместной жизни становятся в духовном плане одним целым: у них общие желания, общие цели в жизни, общие радости и печали. Как рассказывают о знаменитом праведнике раби Арье Левине, который пришел с женой к врачу и сказал: «У нас болит нога». Разумеется, такую связь нельзя сравнить с «отношениями двух уважающих друг друга людей, старающихся ужиться вместе» — так должны относиться друг к другу разве что соседи по комнате в общежитии. И связь между супругами не означает также, что кто-то из них усердно работает над… исправлением другого, «чтобы почва под ногами была крепкая». Когда люди представляют собой одно целое, каждый из них стремится к тому, чтобы сделать жизнь партнера как можно лучше, потому что невозможно, чтобы одной части целого было хорошо, когда другой — плохо. И здесь, как нигде более, важно «золотое правило»: то, что ненавистно тебе, не делай другому. А ведь никто из нас не хочет, чтобы его «исправляли», приспосабливая к собственным интересам. Наоборот, мы хотим, чтобы нас принимали и любили такими, как мы есть. В этом потребности мужа и жены одинаковы.
Но есть и очень большое различие между мужчиной и женщиной. Всевышний создал мужчину со стремлением быть главой в своей семье, и если это желание, заложенное в его природе, игнорируется, муж может чувствовать себя глубоко уязвленным и пытаться установить свою власть путем унижения жены, даже не осознавая этого. А жене, в свою очередь, дана дополнительная чуткость и гибкость, позволяющая ей понимать чувства и потребности своих близких и приспосабливаться к ним, не чувствуя себя так, будто ее «используют». И хотя каждому из супругов надо стремиться выполнять желания другого как свои, легче этого достичь именно женщине — благодаря особым возможностям, которыми наделил ее Творец.
Благодаря этому, женщина может понять свою роль в браке: стремиться к максимальному пониманию желаний и потребностей любимого человека и удовлетворять их с радостью, не ставя условий и ничего не требуя взамен, зная, что таким образом она способствует установлению прочной связи и превращению двух разных людей в единое целое. И такое же отношение ожидается от каждого еврея и от всей Общины Израиля к Всевышнему: стремиться в каждой ситуации понять, чего Он от нас хочет, и стараться максимально приблизить свое желание к воле Всевышнего, как сказано в трактате Авот (2:4): «Сделай Его желание — своим».
Желаю Вам гармонии и крепкого мира в семье!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его