Темы: Знакомства, Ципора Харитан, Любовь, Развод, Женщина, Муж и Жена, Повторный брак, Забота о себе
Просьба адресовать вопрос Раббанит Ципоре Харитан.
Здравствуйте, и Спасибо Вам большое! У меня актуальный вопрос, который на протяжении восьми лет не удаётся решить: как бороться с воображением и фантазией?
Дело в том, что я восемь лет назад развелась. За эти годы многое произошло, передо мной открылась многолетняя тайна, меня много с кем пробовали знакомить, с некоторыми даже были отношения (встречи), с Б-жьей помощью, скоро стану мамой. И на протяжении всех восьми лет я замечаю, что меня часто во сне или во время отдыха разума совершенно неумышленно уносит в мир фантазий, где я опять с бывшим мужем.
Вначале, после развода, я придавала этому значение, ходила к психологу. Но он объяснил это тем что, мол, это первый мужчина и, пока не будет физических отношений с другим мужчиной — «клин клином….», этот вопрос не решится.
Потом мне казалось, что чем больше я буду соблюдать, тем он быстрее исчезнет из моих снов и воображения. Но нет. Я даже одного очень хорошего парня, который ухаживал за мной, чуть не склонила к интиму, но вовремя остановилась, т. к. понимала, что не смогу.
Меня это жутко раздражает в себе. Например. Хожу в синагогу — думаю: а он, бедняга, так далеко ушёл от Всевышнего, сейчас его тоже бы сюда. Предлагают хорошую работу — мысли тут же: ой, да я недостойна такой должности, вот он бы — да, идеально подходит. Читаю книгу, опять думаю: вот бы ему эту книгу прочитать. Думаю: как он питается, мёрзнет — не мёрзнет… и т. д.
Один психолог мне предложил: «Попробуй разрешить себе любить его, а параллельно строить отношения». Ну, в итоге я так и жила. Не обращала внимания на сны, воображение… Ну, мол, действительно: это самые лучшие годы в моей жизни. Я очень счастлива была в браке, больше таких мужчин, как он, мне не находили и сама не встречала.
Ни с кем у меня таких эмоций не было, в его лице я тогда нашла маму, папу, брата, друга, мужа, сына… Он был моей родственной душой, настолько он меня чувствовал, оберегал, переживал… В моей жизни никогда не было такого человека.
Но сегодня прочитала книгу Рава Моше Шапира «Уроки Веры», и в одной из глав есть такие строки: «В этом великий грех человека, бесцельно дающего волю своему воображению. Человек, предающийся фантазиям, дающий волю воображению — грешит против веры».
Как быть? Как пресекать и извлекать эти воображаемые картины (что мы опять вместе), которые дают мне покой души, хорошее настроение, прилив сил… эйфорию? Воображаю, что, мол, это всё временно, я его судьба, это недоразумение — наказание Всевышнего за то, что в браке я не ценила его… N.
P. S.:
Конечно, возможно, тут еще важную роль играет то, что когда я ушла от него, я была уверена на все 100%, что он вернётся: мол, я просто отпустила мужа погулять. В итоге — нет, у него семья, дети, а я у разбитого корыта с фантазиями — что вот погуляет, вернётся, у нас будет Хупа и мы будем жить дружно и счастливо до конца своих дней — ну бред же! Версия подруги из общины: что я духовно питаю его для той женщины, с которой он живёт, в ущерб себе.
Уважаемая N.,
Простите меня, но по Вашему письму я понимаю, что Вы психологически так и не развелись. А раз так, естественно, нет шансов выйти замуж за другого человека. Так как многомужество запрещено.
Поскольку он женился и у него другая семья, Вам нужно с психологом решить, «что с ним произошло»: возможно, он улетел на Марс, возможно, бежал в какую-то страну, с которой нет никаких связей и т. д.
Но в Вашей жизни его больше нет — и не будет. Вы можете пережить траур, скорбь из-за этой потери, которая, видимо, очень болезненна для Вас. Вы можете оплакать себя и свою судьбу, и свои ошибки, но его больше нет. И это окончательно и бесповоротно.
Такую работу с воображением необходимо проделать с профессионалом, потому что, не поставив эту точку, Вы не продвинетесь ни на шаг вперед, как бы Вам этого ни хотелось.
Быть с кем-то другим и воображать прежнего мужа — это не здорово в первую очередь для Вас самой. И психолог, который Вам посоветовал это делать, повел себя неверно с профессиональной точки зрения, т. к. он дал Вам держаться за невозможную и несуществующую связь.
То, что предлагаю, несомненно, будет очень болезненно, так как память об этом человеке Вам чрезвычайно дорога. Но иначе Вы останетесь рабой своего воображения, а меня беспокоит не «греховность» этой ситуации, а ее полная психологическая безнадежность.
Так как процесс, о котором мы говорим, психологически может вызвать очень большие страдания, думаю, стоит отложить его на период после родов.
С уважением и пожеланием найти в себе силы для того, чтобы сознательно пройти болезненный процесс траура и отдаления, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский