Обращение пережившей Катастрофу к школьницам
Дорогие наши читатели!
В этот тяжелый период, когда карантин налагает массу ограничений и ставит перед нами непростые проблемы материального и духовного характера, у очень многих людей ощущение, что есть эстер Паним: Всевышний скрыл от нас Свое Лицо…
Хотела бы поделиться с вами тем, что мне помогло оценить масштаб происходящего на данный момент, если не всегда чувствами, то, по крайней мере, разумом.
У моих внучек, как во многих религиозных школах, ввели линии, по которым учителя общаются с детьми, готовят их к празднику и передают много важной и нужной информации.
Одна из учительниц поставила запись разговора со своей престарелой бабушкой, которая пережила Катастрофу. Так как разговор был на идиш, я взяла на себя смелость перевести то, что бабушка говорила ученицам. Думаю, что в этот непростой час ее обращение стоит услышать всем нам.
Бабушка сказала следующее:
«В годы Второй мировой войны у меня была ПРИВИЛЕГИЯ: спастись от массового уничтожения — благодаря тому, что я на протяжении двух лет пряталась в крохотном тесном убежище возле выгребной ямы. Я испытывала постоянный страх и голод и была совершенно одна. Но благодаря этому я спаслась от уничтожения.
Дорогие ученицы, о чем вы плачете? Мы все в безопасности, ограничения, которые на нас наложены правительством, они — для того, чтобы нас защитить, а не для того, чтобы принести нам вред. У нас у всех есть еда, и те, кто, не дай Б-г, заболеет, получат профессиональную медицинскую помощь.
Мы можем выйти на улицу и подышать свежим воздухом. Мы можем общаться с родными по телефону или через интернет. Евреи, давайте танцевать, радоваться и каждую минуту благодарить Всевышнего за Его милость».
По-моему, комментарии к словам этой бабушки совершенно излишни. И ее слова помогают нам правильно расставить акценты. А когда мы оценим милость Всевышнего, то всем нам сразу станет гораздо легче и, по крайней мере, мы поможем себе не поддаваться депрессии, которая в эти дни отравляет душу и жизнь очень многим.
С пожеланием счастливого и кошерного Песаха и с надеждой, что скоро будем вспоминать об этом нелегком периоде с гордостью за себя — за то, что выстояли в нем, Ципора Харитан